Каталог статей
Л.П. Зямбаева, МБОУ "СОШ № 1" г. Глазова, Г.А. Мышкина, МБОУ "СОШ №10" г. Глазова Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками (в рамках обсуждения Концепции преподавания русского языка и литературы) Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге. Ричард Бах Перед педагогами - словесниками на современном этапе стоят важнейшие задачи, общество и государство возлагают на учителей русского языка и литературы большую ответственность. Мы привыкли понятие «текст» трактовать следующим образом: он включает не только слова, но и визуальные изображения в виде рисунков и фотографий, карт, таблиц, диаграмм, графиков. Учащиеся затрудняются в прочтении данных текстов. Н.Н.Сметанникова подчёркивает, что «мало научить ребенка читать…, необходимо, чтобы он хотел читать, чтобы стал читать много, … чтобы росла его читательская культура». Действительно, нужно добиться того, чтобы ребёнок получал удовольствие от чтения. Поэтому учителя - словесники ставят перед собой задачи: научить чтению, привить любовь к чтению, учить чтению для обучения, понимания смысла прочитанного и для решения собственных задач. «Искать не там, где светло, искать, где потеряно». Какие проблемы возникают у современных школьников? Очень много времени учащиеся проводят за компьютером, поэтому работа с текстом становится второстепенной. Не сформированы различные типы чтения. Существует взаимная изоляция предметов, составляющих образовательную программу. Если мы хотим, чтобы ребёнок рос творческой личностью, нужно создать условия. В первую очередь важна просветительская работа школьных библиотек: часы общения, библиотечные уроки, тематические читательские клубы. Должно быть живое общение с книгой. К сожалению, школьные библиотеки опустели… В основном идет работа с учебниками. А это неправильно. Формирование насыщенной читательской среды – первостепенная задача библиотек. Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного. Поэтому очень важно, чтобы каждый учащийся умел быстро читать, понимать прочитанное, высказывать своё отношение к произведению, уметь находить связь с жизнью. Как добиться осознанного понимания и восприятия учащимися текстов различных стилей и уровней сложности? Мы задумались, как этого достичь, и поняли, что необходимо вначале определить для себя функции чтения. Выделили:
Особенно важно семейное чтение. Наличие рядом близкого значимого взрослого – естественное условие нормального взросления ребёнка. Родители создают благоприятные условия для жизни ребёнка, идут вместе по пути познания окружающего мира, воспитывают читательскую культуру. Это особенно актуально, так как в школьной программе по литературе много произведений, которые трудны для понимания и восприятия подростками (например, некоторые произведения Ф.М.Достоевского, А.П.Платонова, М.Ю.Лермонтова). Чтобы общение с книгой было полезно и продуктивно, необходимо приучать детей к осознанному и вдумчивому чтению не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах. Важна система работы всего педагогического коллектива. И тогда не возникнет трудностей и стрессовых ситуаций у учащихся 9-х классов при подготовке и прохождении итогового собеседования по русскому языку. На сегодняшний день нагрузка по подготовке учеников к устному экзамену ложится на учителей – словесников. Подобную работу с фотографией (один из видов задания итогового собеседования) можно проводить на уроках изобразительного искусства, обществознания, истории, географии и других по данному примерному плану. 1.Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке? 2.Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие? 3.Кто (что) выделено на снимке особо(цветом или композиционно)? 4.Опишите изображенное на фотографии: а) главного героя/героев; б) его/их занятия; в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд); г) поза, жесты, статика или динамика движения; д) взаимоотношения, настроение. 5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа. 6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, детали, цвет, свет)? 7. Что больше всего привлекает в фотографии? 8. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография? План необходим для того, чтобы в ответах школьников не нарушалась логика и последовательность изложения. А это формируется на уроках всех предметных школьных дисциплин. Опыт чтения и обсуждения художественной литературы важен для воспитания и интеллектуального развития обучающегося. И родитель, и учитель, и школа заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок был успешным. Насколько сформированы у него универсальные учебные действия, читательская грамотность, зависят его результаты обучения. Для успешного человека важно уметь добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Последовательное использование заданий различного уровня способствует формированию умений работать с различной учебной и справочной литературой, находить и обрабатывать сведения, факты, мнения, суждения; готовности к самостоятельному творческому исследованию, в том числе с применением современных информационных технологий; выражению собственного мнения и суждений, аргументации собственной позиции. Кроме этого, преподавание филологических дисциплин должно вестись с учетом технологий проблемного обучения, которые обладают широким спектром возможностей как для исследовательской, проектной деятельности, так и для активизации полученных знаний. С начальной школы детей учат составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мы говорим: дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения. Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Выделяют следующие умения в рамках смыслового чтения: -умение осмысливать цели чтения; -умение выбирать вид чтения в зависимости от цели; -умение извлекать необходимую информацию из прочитанного; -умение различать основную и второстепенную информацию; -умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей; -умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей и т.п. К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения. В связи с этим считаем целесообразным обращение к книге Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Это сборник мудрости. Это путь добра, это единственный путь для человека.
2. Скрипник Я. Н., Борисова Т. Г., Луговая Е. А., Ахметова М. Э. Современные интерактивные технологии филологического образования // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/archive/137/38221/ 3. https://multiurok.ru/files/metody-i-priemy-smyslovogo-chteniia-na-urokakh-rus.html
| |
| |
Просмотров: 330 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |