Воскресенье, 19.05.2024, 05:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками (в рамках обсуждения Концепции преподавания русского языка и литературы)

Л.П. Зямбаева, МБОУ "СОШ № 1" г. Глазова,

Г.А. Мышкина, МБОУ "СОШ №10" г. Глазова

Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками (в рамках обсуждения Концепции преподавания русского языка и литературы)

Всё, чего я достиг в жизни,

стало возможным, благодаря книге.

Ричард Бах

Перед педагогами - словесниками на современном этапе стоят важнейшие задачи, общество и государство возлагают на учителей русского языка и литературы большую ответственность.

Мы привыкли понятие «текст» трактовать следующим образом: он включает не только слова, но и визуальные изображения в виде рисунков и фотографий, карт, таблиц, диаграмм, графиков. Учащиеся затрудняются в прочтении данных текстов. Н.Н.Сметанникова подчёркивает, что «мало научить ребенка читать…, необходимо, чтобы он хотел читать, чтобы стал читать много, … чтобы росла его читательская культура». Действительно, нужно добиться того, чтобы ребёнок получал удовольствие от чтения.

Поэтому учителя - словесники ставят перед собой задачи: научить чтению, привить любовь к чтению, учить чтению для обучения, понимания смысла прочитанного и для решения собственных задач. «Искать не там, где светло, искать, где потеряно».

Какие проблемы возникают у современных школьников?

Очень много времени учащиеся проводят за компьютером, поэтому работа с текстом становится второстепенной. Не сформированы различные типы чтения. Существует взаимная изоляция предметов, составляющих образовательную программу.

Если мы хотим, чтобы ребёнок рос творческой личностью, нужно создать условия. В первую очередь важна просветительская работа школьных библиотек: часы общения, библиотечные уроки, тематические читательские клубы. Должно быть живое общение с книгой. К сожалению, школьные библиотеки опустели… В основном идет работа с учебниками. А это неправильно. Формирование насыщенной читательской среды – первостепенная задача библиотек.

Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного. Поэтому очень важно, чтобы каждый учащийся умел быстро читать, понимать прочитанное, высказывать своё отношение к произведению, уметь находить связь с жизнью.

Как добиться осознанного понимания и восприятия учащимися текстов различных стилей и уровней сложности?

Мы задумались, как этого достичь, и поняли, что необходимо вначале определить для себя функции чтения. Выделили:

  1. Образовательная функция;
  2. Гедонистическая функция (получение удовольствия от чтения книг);
  3. Семейное чтение;
  4. Информационное чтение;
  5. Развлекательная функция.

Особенно важно семейное чтение. Наличие рядом близкого значимого взрослого – естественное условие нормального взросления ребёнка. Родители создают благоприятные условия для жизни ребёнка, идут вместе по пути познания окружающего мира, воспитывают читательскую культуру. Это особенно актуально, так как в школьной программе по литературе много произведений, которые трудны для понимания и восприятия подростками (например, некоторые произведения Ф.М.Достоевского, А.П.Платонова, М.Ю.Лермонтова).

Чтобы общение с книгой было полезно и продуктивно, необходимо приучать детей к осознанному и вдумчивому чтению не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах. Важна система работы всего педагогического коллектива. И тогда не возникнет трудностей и стрессовых ситуаций у учащихся 9-х классов при подготовке и прохождении итогового собеседования по русскому языку. На сегодняшний день нагрузка по подготовке учеников к устному экзамену ложится на учителей – словесников. Подобную работу с фотографией (один из видов задания итогового собеседования) можно проводить на уроках изобразительного искусства, обществознания, истории, географии и других по данному примерному плану.

1.Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?

2.Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?

3.Кто (что) выделено на снимке особо(цветом или композиционно)?

4.Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его/их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

7. Что больше всего привлекает в фотографии?

8. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

План необходим для того, чтобы в ответах школьников не нарушалась логика и последовательность изложения. А это формируется на уроках всех предметных школьных дисциплин.

Опыт чтения и обсуждения художественной литературы важен для воспитания и интеллектуального развития обучающегося. И родитель, и учитель, и школа заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок был успешным. Насколько сформированы у него универсальные учебные действия, читательская грамотность, зависят его результаты обучения. Для успешного человека важно уметь добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Последовательное использование заданий различного уровня способствует формированию умений работать с различной учебной и справочной литературой, находить и обрабатывать сведения, факты, мнения, суждения; готовности к самостоятельному творческому исследованию, в том числе с применением современных информационных технологий; выражению собственного мнения и суждений, аргументации собственной позиции.

Кроме этого, преподавание филологических дисциплин должно вестись с учетом технологий проблемного обучения, которые обладают широким спектром возможностей как для исследовательской, проектной деятельности, так и для активизации полученных знаний.

С начальной школы детей учат составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мы говорим: дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.

Формирование смыслового чтения – процесс сложный.

Выделяют следующие умения в рамках смыслового чтения:

-умение осмысливать цели чтения;

-умение выбирать вид чтения в зависимости от цели;

-умение извлекать необходимую информацию из прочитанного;

-умение различать основную и второстепенную информацию;

-умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;

-умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей и т.п.

К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.

В связи с этим считаем целесообразным обращение к книге Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Это сборник мудрости. Это путь добра, это единственный путь для человека.

 


Список используемой литературы:


1. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – Москва: Издательство «Детская литература», 1989.

2. Скрипник Я. Н., Борисова Т. Г., Луговая Е. А., Ахметова М. Э. Современные интерактивные технологии филологического образования // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/archive/137/38221/

3. https://multiurok.ru/files/metody-i-priemy-smyslovogo-chteniia-na-urokakh-rus.html


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Литературное образование | Добавил: vlv-18 (13.05.2019) | Автор: Л.П. Зямбаева, Г.А. Мышкина
Просмотров: 330 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 alfya81 • 17:33, 17.06.2019
Все люди с определенного возраста учатся читать, но не каждый умеет понять смысл прочитанного, поэтому проблемы, изложенные в статье, очень актуальны. Интересна предложенная авторами форма работы с фотографией, позволяющая формировать метапредметные компетенции на самых различных уроках.
avatar
0
2 Лара • 16:21, 28.06.2019
На уроках литературного чтения и литературы учитель долженконтролировать процесс устного высказывания после прочитанного дома
произведения. Все поэты и писатели, так или иначе, подражали образцам, только
потом были оригинальны, находя свой индивидуальный стиль. Так и на уроках: даем
ученикам шаблон, тренажер, по которому ученик строит свой устный отзыв.
Следующий этап - интерпретация. Интерпретации тоже надо учить самому или на
образцах. Научившись действовать по образцу, ученик станет смелее и будет творчески
относиться к заданию учителя: "Ребята, выскажите свое мнение о
произведении". Статья Галины Арсентьевны и Людмилы Петровны актуальная и
методически зрелая.
avatar