Воскресенье, 19.05.2024, 04:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


О школьном литературном образовании в духовно-нравственном развитии обучающихся (из опыта работы)

Л.М. Калабина (МКОУ «Старокармыжская средняя общеобразовательная школа")

О школьном литературном образовани в духовно-нравственном развитии обучающихся (из опыта работы)

Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования».

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности. “Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем-то вроде заповеди, определяющей смысл всей моей педагогической деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт.

Уроки русского языка и литературы – благодатная почва для формирования у детей высоких нравственных качеств, патриотизма, активной гражданской позиции. Ведь мы имеем сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Уже в 5-м классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.

На уроках русского языка и литературы при работе с текстом использую некоторые приемы технологии развития критического мышления: «Фантастическая добавка», «Ассоциации», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Чтение с остановками», «Древо предсказаний», «Кластер», «Ключевые слова» и др.

Так, например, при изучении рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» учащимся было предложено придумать продолжение рассказа: «С тех пор прошло 20 лет…» Дети написали, что рассказчик выучился, стал писателем, добрым, порядочным человеком, готовым помочь другим, никогда не забывал о Лидии Михайловне… И вот они встретились.

Так же при изучении рассказа Л. Андреева «Кусака» в 7 классе можно эффективно использовать некоторые из этих приёмов на уроке «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент- Экзюпери).

Рассказ читали на уроке, а конец 4 главы и 5-ю главу не читали. Затем составляли «Древо предсказаний»: Леля вернётся за Кусакой или не вернётся. Почти у всех ребят был счастливый конец: Леля уговорила маму и взяла с собой собаку. На уроке прочитали конец рассказа Л. Андреева. Чтение сопровождается музыкальным произведе­нием П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла « Времена года». Музыка усиливает эмоциональное воздействие на слушающего. Часть урока строится на следующем диалоге:

У.: Почему Кусака воет?

Дети говорили о том, что она плачет, ей плохо, она снова осталась одна, никому не нужна.

У.: Что подумала, по-вашему, о людях собака?

Дети с сожалением говорят, что Кусака о людях подумала, как они жестоки, бессердечны, у них сердце слепое. (Один из эпиграфов к уроку: «Сердце в людях бывает слепое». А. Платонов).

У.: Отношение к животным у Л. Андреева является одним из критериев нравственности. Как вы понимаете слово « нравственность»? Подберите к этим словам близкие по смыслу слова (слова-ассоциации). Можно составить кластеры.

Д.: Нравственность-добро, любовь, нежность, тепло, сочувствие, сердечный и др.

У.: А что такое безнравственность?

Д.: Безнравственность-зло, бессердеч­ность, лед, камень, жестокость, холодное сердце…

(Потом значение этих слов даётся по словарю Ожегова и сравнивается с ответами детей).

У.: Писатель свою позицию поясняет так: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

У.: Какие слова-ассоциации возникают у вас при слове «собака»?

Д.: Собака—друг человека, верность, большое понимание, любимый друг и т.д.

У.: А как вы понимаете слово «душа»? У кого она бывает?

Д.: Душа—это то, что живёт внутри человека; это доброе сердце; это нельзя увидеть глазами, но можно почувствовать, у кого она есть и др. Она бывает у добрых людей и животных.

Затем сравниваем, сопоставляем рассказ « Кусака» со стихотворениями Э. Асадова о безнравственном отношении к собакам « Дачники», «Стихи о рыжей дворняге».

В конце урока снова строится диалог:

У.: А сейчас нет ли безнравственных, бездушных людей?

Дети говорят, что много сейчас бездомных собак и кошек, к сожалению, люди жестоко обращаются с животными, убивают их, обижают. В конце урока на этапе рефлексии (на уроках часто парты стоят по кругу: так дети чувствуют друг друга, смотрят друг на друга) каждый высказывает свое мнение по этому уроку.

У.: О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку-собачку, и каждый высказывает своё мнение).

Д.: Я подумала, что моя собака сейчас голодна, и мне хочется ее вкусно покормить, погладить, приласкать.

—Как жаль Кусаку. Почему Леля так поступила с ней?

—Как много в мире зла.

—Моя собака тоже дворняжка, как и Кусака. Ну и что? Она тоже добрая, умная.

—Я тоже иногда свою собаку обижаю...

—Как я люблю мою собаку.

Подобный же подход интересен при изучении повести И.С.Тургенева «Ася» в 8 классе на уроке по теме «А счастье было так близко, так возможно...»

Диалог на данном уроке выстраивается вокруг обсуждения проблемных вопросов, заданных учителем:

—Что такое счастье? Где оно есть? В чём видят счастье И. Бунин, русский поэт 20 века, в стихотворении «Вечер», Ф. Васильев, удмуртский поэт 20 века, в стихотворениях «Map со шуд?», «Шуд сярысь» и И.С. Тургенев, писатель 19 века, в повести «Ася»? Когда вы бываете счастливыми? Что надо делать, чтобы не упустить своё счастье? Что помешало стать счастливыми Н.Н. и Асе? Кто виноват в том, что они упустили свое счастье?

(Сравнить мнение русских критиков Д. И Писарева и Н.Г.Чернышевского). С чьей точкой зрения вы согласны? Или у вас, может, другое мнение? А сейчас, в наше время, как бы вы поступили на месте героев?

Учащиеся дают интересные ответы, например:

Когда человек счастлив, то мир преображается: солнце светит ярче, птицы поют веселее.

Счастье - это когда окружающие меня люди счастливы, когда моя мама здорова.

Счастье - это когда получаю «пятёрку».

Счастье - это когда меня понимают.

Счастье - это когда мне доверяют и не предают друзья.

Счастье - это любовь: когда люблю я и любят меня.

Делаем вывод:

* Делаем вывод: счастье всюду, его надо лишь найти, искать, за него надо бороться.

Понять внутренний мир ребёнка помогают творческие работы: синквейны, «коммуникативные письма», ассоциативные цепочки.

Работа со словами-ассоциациями.

Читая произведения в классе или дома, учащиеся выделяют ключевые слова. В классе выписываем ключевые слова на доске и среди них выделяем самые главные (часто повторяющиеся). Затем к этим словам подбираем слова-ассоциации. Так при изучении рассказа Л. Андреева «Кусака» мы выделили слова— собака, душа, радость, добрые люди и др. Подбирали слова-ассоциации к словам собака, душа.

Собака - «друг человека, верность, большое понимание, любимый друг, преданные глаза и др.» Душа - «это то, что живёт внутри человека; это доброе сердце; это что-то тёплое внутри человека: это нельзя увидеть глазами, но можно почувствовать у кого она есть, и др.»

При изучении рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре» подбирали слова- ассоциации к слову «футляр». Учащиеся назвали слова: коробка, колпак, защита, уединение, своеобразный чемодан, мешочек для чего-нибудь, замкнутое помещение, бокал и др.

- Представьте, что вы - вещь. Как вы чувствуете себя в футляре?

- Темнота, спокойствие, чувство защиты, надёжности, нужности, ценности…

-Представьте, что для людей тоже сделали футляр. Как вы себя почувствуете в этом футляре?

-Очень неудобно, здесь темно, тесно, страшно. Я чувствую себя изгоем. Душно, скучно, одиночество. Поскорее хочется выйти на свободу…

Ребята в роли вещи и человека чувствуют себя по - разному. Это и понятно. Но есть и такие, которым, как человеку, в футляре спокойно, хорошо. Эти дети в основном очень стеснительные, замкнутые.

Не менее интересен такой приём: дети рисуют дома или прямо на уроке своё понимание ключевого слова: счастье, душа и др.

Затем каждая работа рассматривается, и ребята объясняют что нарисовали. Главное, что здесь можно увидеть каждого, заглянуть в его внутренний мир, в мир его воображения, выявить понимание учеником авторского замысла. Какой богатый внутренний мир открывается у «молчунов», каким воспитывающим является общее сопереживание, общий интерес!

Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение духовно-нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутреннего состояния, действий. Такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. Такие приемы можно объединить под общим названием «коммуникативное письмо». В основе таких приемов лежит сообщение, посылаемое себе или другим: какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения. После проблемного рассмотрения в 9 классе романа «Евгений Онегин» учащимся было предложено написать письмо герою. Удивительные письма были созданы. Происходил диалог с героем, соотнесение своих жизненных ценностей с человеком 19 века. Понятия чести, порядочности, долга, ответственности живы, понятны в современных детях, а мне, учителю, посреднику диалога, важно, что происходил анализ своих чувств, диалог с героем, а это важнейшее условие формирования духовно-нравственных качеств личности.

Русская классическая литература предлагает читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы. Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся.

Анализируя сцены Бородинского сражения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», мы отмечаем с учащимися высокий патриотический дух и нравственную силу русской армии, вдохновляемся подвигом русского народа, учимся отличать истинный патриотизм от ложного.
Разбирая теорию Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», учащиеся приходят к выводу, как опасны фанатичные идеи, овладевающие человеком, идеи «суперчеловека», которому всё дозволено. Именно такие теории, рассуждают ребята, и послужили основой фашистской идеологии, являются они и основой идей для организаторов терактов.
Огромный воспитательный потенциал также содержит и русская поэзия. Но при изучении стихотворений дети не всегда понимают основную мысль, авторскую позицию или, вообще, содержание. Поэтому при изучении некоторых стихотворений уместен приём «Поэтокартина». После прочтения стихотворения в группах или парах рисуем на листке виртуальный мир, созданный поэтом. Затем листки крепим на доске, рассказываем, анализируем, сопоставляем, обобщаем увиденный нами мир поэта.

Также интересен приём мотивации анализа стихотворения по «9 расам». Стихотворение – это «миро-переживание». В индийской классической поэтике выделяются 9 рас. РАСА (санскр. rasa, букв. – вкус) – основополагающая категория индийской эстетики; особого рода эмоциональное переживание, которое испытывает наделенный восприимчивым сердцем слушатель поэзии или театральный зритель. В трактате описано восемь видов расы: наслаждение (śṛṇgāra), смех (hāsya), горе (karuṇa), гнев (raudra), героизм (vīra), страх (bhayānaka), отвращение (bībhatsa) и удивление (adbhuta) (Натьяшастра 6.15). (H.P. Лидова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 414-415). Спустя несколько веков Удбхата [11] (VIII – IX века) предложил добавить еще одно поэтическое настроение (раса), девятое по счету – спокойствие, умиротворение. (Саша Кругосветов. Индийская эстетика о создании поэтического настроения. Загадки Д. Сэлинджера).

Такая сентименталистская читательская установка содержит вопросы: каким чувством наполняет меня это произведение? Почему именно Я именно это почувствовал в тексте? Установка мотивирует своеобразную «челночную» деятельность от «я»-чувствования к «ты»-чувствованию (деятельность общения «от сердца к сердцу»), затем к тексту как «совокупности факторов художественного впечатления» (уровни поэтики), чтоб снова вернуться к себе и осознанию красоты, целостности произведения. Именно эта упорядоченность таинственно определяет в конечном счете силу и направленность читательского впечатления. А порождена она была в свою очередь тем или иным настроением, «порядком в душе» охваченного вдохновением автора. Обращение к расам текста- опора читательской рефлексии и мотивация последующего анализа как необходимость понимания текста.
Русская литература поистине – большой кладезь мудрости, духовности, нравственности и патриотизма. Творчество русских писателей и поэтов одушевлено величайшим гуманизмом.

Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений.

В данной работе проявляются ценностные приоритеты школьников, определяются их морально – этические идеалы. Но не только школьника , а еще и УЧИТЕЛЯ-посредника между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Происходит учебный диалог – главное условие духовно-нравственного развития учащихся.

Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:

-Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?

-Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?

- Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?

-Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?

- Нужны ли Обломовы сегодня?

Литературные дискуссии весьма ценны в нравственном воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Здесь неизменно сталкиваются характеры, здесь надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

Приведенные примеры доказывают, что учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей.

Часто учащиеся отстранены от смыслов литературных произведений, чтение и изучение произведения не задевает личность. На уроках литературы мы стали использовать приёмы активизации диалога смыслов литературных произведений и личного опыта учащихся.

Опора на собственный опыт, личностную культуру учащихся - непременное условие серьёзной работы на уроках русской литературы в школе. Особенностью организации таких уроков является то, чтобы на уроке была создана атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, включена эмоциональная сфера ребёнка, обращение к его чувствам, побуждение личной заинтересованности ученика в изучении проблемы (темы).

Наш выпускник, выходя в большой мир, должен стремиться реализовать себя и самовыразиться как личность. Я считаю, что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.

Исходя из всего вышеизложенного, я пришла к выводу, что эти формы, методы, приемы, используемые на уроках русского языка и литературы, действительно способствуют формированию духовно-нравственного здоровья обучающихся. Особенно эффективна, на мой взгляд, работа с текстами при подготовке к к итоговому сочинению по литературе, что подтверждается высокими результатами экзаменационных испытаний.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, совесть, ответственность, порядочность, патриотизм не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

Литература:

  1. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006. – с.172
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
  3. Концепция модернизации российского образования;
  4. Кругосветов Саша. Индийская эстетика о создании поэтического настроения. Загадки Д. Сэлинджера.
  5. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. 5 - 9 класс (2004)
  6. Поплавская Е.Г. Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения / Е.Г. Поплавская // Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [сайт]. URL: // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos.
  7. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.
  9. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России/Здоровые дети России в XXI веке. – М. – 2000. – С. 44-53.
  10. В. И. Тюпа, В. Б. Сергеева (Носкова) Инновационная технология литературного образования школьников: системно-деятельностный подход (статья вторая)
  11. Duhovno-ravstvennoe_vospitanie_obuchayushchihsya_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury_ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_uchebnom_processe.

 

Категория: Литературное образование | Добавил: vlv-18 (14.05.2019) | Автор: Л.М. Калабина
Просмотров: 348 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 osipovvn • 10:56, 15.05.2019
Статья достаточно интересная, приводится много приемов подхода к анализу художественного произведения. Видно,что учитель живет литературой. Терпения и удачи в Вашем нелегком труде.
avatar