Каталог статей
О реализации регионального и этнокультурного содержания образования на уроках литературы в 5–9 классах
Одной из приоритетных задач современного образования, определенной в федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования, является воспитание личности гражданина, любящего свой край и своё Отечество, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающей и принимающей ценности многонационального народа. Достижению данной задачи должны способствовать как учебная, так и внеурочная деятельность, при этом одним из эффективных инструментов является интеграция, взаимосвязанное изучение разнонациональных культур. Новые образовательные стандарты предполагают учёт региональных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации в образовательной деятельности учащихся. Учитывать этнокультурные особенности обучающихся через включение в список изучаемых произведений художественные тексты авторов из числа народов России ориентирует педагогов Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утверждённая Правительством РФ от 9 апреля 2016 года № 637-р. В реализации регионального и этнокультурного содержания образования на уроках литературы наиболее эффективным является сравнительно-сопоставительный метод при обращении к произведениям авторов, принадлежащих разным национальным литературам. К проблеме взаимосвязанного изучения разнонациональных литератур обращаются многие отечественные учёные, методисты, авторы пособий. Среди них известные российские (Г.М. Гогиберидзе, К.М. Нартов), региональные (Н.В. Лекомцева, Ф.К. Ермаков, В.Г. Пантелеева) специалисты. Их труды являются методологической основой литературного образования в школе на основе диалога культур. Подходы учёных-методологов отражают предметные результаты освоения основной образовательной программы, определённых новыми стандартами: – обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; – развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции [6: 11]; – знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры [7: 12]. Таким образом, стандарты нового поколения актуализируют необходимость взаимосвязанного изучения разнонациональных литератур. Совершенно справедливо писал в своё время К.М. Нартов: «Едва ли не общепринятая практика предельно изолированного подхода к изучению произведений зарубежной литературы, вне каких-либо связей и соответствий с родной литературой, в воспитательном отношении мало продуктивны. Раскрытие понятия единства мирового литературного процесса, по возможности системный к его изучению позволяют решать важнейшую педагогическую задачу: формировать понимание единства всемирно-исторического процесса развития человеческого общества и неотделимой от него истории всемирной литературы» [4: 36]. Реализация регионального содержания на уроках литературы может быть организована по трём направлениям: изучение связей писателей общероссийского уровня с удмуртским краем и отражение его в их творчестве, включение многонационального литературного наследия Удмуртии в программу, изучение творчества-писателей-земляков [3: 8] При изучении жизни и творчества классиков русской литературы неподдельный интерес у школьников вызывает их связь с Удмуртией. Известные писатели, чья судьба так или иначе связана с родниковым краем, запечатлели её в своих записках, дневниках, письмах, автобиографических повестях [5]. К подобным фактам учащиеся проявляют неподдельный интерес. Так, изучая творчество А. Радищева, с удовольствием готовят сообщение по теме «Радищев в Удмуртии». На уроке, посвящённом жизни и творчеству В.А. Жуковского, интерес у учащихся вызывает деятельность поэта в качестве учителя-воспитателя будущего императора Александра II и его поездка вместе будущим царём по России, посещение Удмуртии, в том числе г. Ижевска. При знакомстве с жизнью и творчеством писателя-демократа В.Г. Короленко важно акцентировать внимание учащихся на его роль писателя во всемирно известном Мултанском деле. Подростки с большим интересом воспринимают информацию, которая непосредственно связана с их родным краем. К этому же уроку можно предложить учащимся опережающее домашнее задание: собрать материал о годах ссылки В.Г. Короленко в г. Глазове или подготовить материал об очерке «Ненастоящий город», где дан художественный портрет Глазова. Непосредственно связано с Удмуртией и творчество А.Н. Толстого. Будучи студентом второго курса механического отделения Петербургского технологического института, летом 1902 года он проходил практику на Сюгинском заводе (ныне город Можга). Здесь же А.Н. Толстой встретился с интересными типами людей, черты которых воплотил затем в литературных образах повести «Мишука Налымов» и романа «Хромой барин». Эти факты могут стать предметом краеведческой исследовательской работы. Постижению разных этнокультурных традиций, обеспечению культурной самоидентификации, вместе с тем развитию познавательных способностей учащихся способствует сравнительно-сопоставительный анализ русских и удмуртских писателей. Например, в 6 классе при изучении темы «Народные песни, загадки, пословицы и поговорки» целесообразно сравнение с удмуртским фольклорным материалом. При знакомстве с героическим эпосом в 8 классе возможно знакомство с удмуртским героическим эпосом, образами удмуртских батыров Можга, Бурсина, Селта и других как носителей лучших национальных черт характера. Примером сравнительно-сопоставительного анализа может быть и урок литературы по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и Г.Е. Верещагина «Зарни чорыг». Ещё в XIX веке Григорий Верещагин на основе произведения русского автора через приём стилизованного подражания создал произведение «Зарни чорыг». Верещагин полностью сохранил сюжет пушкинского произведения, но вместе с тем внёс много своего, стремясь приблизить сказку к удмуртской действительности. Именно эти национальные особенности учащиеся выявят в сказке Верещагина. Итоговой работой может быть заполнение таблицы, где сравниваются три разноязычных сказки: немецкая – братьев Гримм, русская – А.С. Пушкина, удмуртская – Г.Е. Верещагина. Интересно можно построить и сравнение пушкинской сказки со сказкой-поэмой Кузебая Герда «Годыръёс» («Медведи»), созданной по мотивам удмуртской народной сказки о жадной старухе [2: 7]. Региональную составляющую литературного образования невозможно представить без знания имён писателей, чья жизнь и судьба связаны с нашим краем – наших земляков. Среди них: Кузебай Герд, Ашальчи Оки, Ф. Васильев, Г. Ходырев, А. Лужанин, Г. Красильников, О. Поскрёбышев, А. Уваров, П. Поздеев и многие другие, литературное наследие которых является неотъемлемой частью отечественного и мирового искусства слова. Задача учителя – научить ценить многонациональную литературу нашей страны, а через литературу помочь осмыслить учащимся прошлое и настоящее. Предмет литература обладает огромным потенциалом в формировании духовно-нравственной личности. В случае грамотного методического подхода эффект от изучения программных произведений усиливают произведения наших земляков, сведения из истории, факты литературной жизни родного края. Таким образом, включение регионального и этнокультурного материала в содержание литературного образования обогащает учащихся знаниями об истории и культуре Удмуртии, вызывает чувство гордости за малую родину, «воспитывает любовь и уважение к национальной литературе неотрывно от уважения к литературам других народов» [1: 3], формирует отношение к региональному искусству слова как к неотъемлемой части российской и мировой литературы,
Литература
1. Ермаков Ф.К. Межпредметные связи русской и удмуртской литератур: пособие для учителей-словесников. – Ижевск: издательство Удмуртского ИУУ, 1992. – 132 с. 2. Клементьев А.А. Диалог культур в изучении удмуртской литературы в школе / А.А. Клементьев // Педагогический родник: информационный научно-методический журнал. – 2007, № 12. – С. 6–7. 3. Клементьев А.А. Литературное краеведение в Удмуртии: учебно-методическое пособие / А.А. Клементьев. – Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2012. – 92 с. 4. Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: Книга для учителя / К.М. Нартов, Н.В. Лекомцева. – 3-е тзд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 336 с. 5. Русские писатели об Удмуртии. XVIII в. – начало XX в / сост. П.К. Поздеев. – Ижевск: Удмуртия, 1978. – 160 с. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. | |
| |
Просмотров: 419 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |