Воскресенье, 19.05.2024, 03:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


«Мужской взгляд на идеал женской красоты: классика и современность». Дебаты в Ижевском политехническом колледже

Ившина Лариса Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы АПОУ УР «Ижевский политехнический колледж» 

«Мужской взгляд на идеал женской красоты: классика и современность». Дебаты в Ижевском политехническом колледже

Пояснительная записка: Дебаты – четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Такую форму очень полезно проводить на 1 курсе обучения. Студенты учатся формулировать собственную позицию и доказывать ее. Учатся уважать мнение своего оппонента. Учатся публично выступать.

Цель: Формирование культуры общения и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанной на навыках анализа и интерпретации художественных текстов.

Задачи:

1. Демонстрировать знание произведений русской литературы и в устной форме обобщать свой читательский опыт, используя для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты текстов, носящих проблемный характер.

2. Давать развернутые ответы на вопросы, изученные на уроке, и предлагать свою собственную обоснованную интерпретацию литературного произведения.

3. Анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания.

4. Развивать устную речь, соблюдая правила диалога.

5. Создавать собственный текст (текст устного выступления).

6. Активно выражать свою собственную жизненную позицию.

7. Формировать духовно-нравственные идеалы и отстаивать их.

Подготовка к дебатам:

1этап Изучение произведений русской литературы, по которым будут сформулированы тезисы. В нашем случае дебаты проходят в форме итогового занятия по трем произведениям, изученным в начале учебного года (драма «Гроза» А.Н. Островского, роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского).

2этап Организаторы игры (это могут быть сами студенты) формулируют тезисы, по которым развернутся дебаты.

3этап Жеребьевка. Практика проведения дебатов в нашем колледже показала, что студентам не под силу подготовиться по всем предлагаемым тезисам, как того требуют условия игры. Поэтому мы распределяем тезисы по парам, и ребята самостоятельно прорабатывают аргументы и контраргументы по одному из тезисов. На проработку дается 1-2 недели.

4этап Подготовка сценария мероприятия. Работа с ведущими (2 человека).

5этап Разучивание стихов, которые прозвучат в ходе мероприятия (4 чел.). Чтобы разбавить дебаты, можно включить выступление с подготовленными сценками из жизни или из др. лит. произведений (хотя это совсем не обязательно)

6этап Подбор музыки и слайд-шоу (ответственные – 2 чел.)

7этап Подготовка отдельной рабочей группы (4-5 чел.)для проведения опроса среди учащихся разных курсов и преподавательского состава. Подсчет голосов. Диаграмма и пр. Представитель рабочей группы выступает на мероприятии с результатами опроса. Задача опроса – показать, какие черты современной женщины выделяют студенты и преподаватели колледжа, как меняется идеал современной женщины от 1 курса к 4ому и среди преподавателей-мужчин.

8этап Подготовить студентов-зрителей к мероприятию. Они должны заранее составить по одному-два вопроса участникам дебатов и задать их в ходе мероприятия.

9этап Подготовка журналистской группы (1-3 чел.) для написания статьи о проведенном мероприятии. Статью можно поместить в местную газету, на страницу колледжа в социальных сетях и др.

Структура проведения дебатов:

1. Приглашается жюри из 3-5 человек. Составляются оценочные листы. Критерии оценки: внешний вид; соблюдение регламента;логичность речи; культура речи; корректность (уважение к оппоненту); примеры из жизни; отсылки к СМИ, статистика, музыка, кино и др.; примеры из русской художественной литературы; ответы на вопросы жюри и зрителей. Максимальный балл -2.

2. Зрители в зале делятся на микрогруппы, им выдаются судейские листы для выбора победителя на приз зрительских симпатий.

3. Назначается человек из числа студентов, который будет следить за временем выступлений (хронометрист или хранитель времени).

4. Объявляется тема и оговариваются правила игры.

5. Игроки выходят по двое. Приветствие оппонентов (по 30 сек.): «Уважаемые члены жюри! Уважаемый оппонент! Уважаемые гости! Меня зовут…Я выступаю в защиту тезиса…»

6. Выступление каждого оппонента (1 мин.) «Я считаю, что… Благодарю за внимание!» В защиту собственной позиции приводить не менее трех аргументов.Если ответ начинается со слов «Я согласен с мнением оппонента, но…» или «Мой оппонент, конечно, прав, но надо сказать, что...», то такой ответ опровергает собственную позицию, и участник считается проигравшим!

7. Комментарий ответа оппонента, дополнения к собственному ответу.

8. Вопросы жюри и зрителей.

9. Подведение итогов, выявление победителя в каждой паре в отдельности. 10. Подведение итогов по окончании обсуждения всех предлагаемых тезисов («Победили следующие точки зрения…»(зачитывается список). Среди победивших выбирается тот, кто набрал наибольшее количество баллов. 11. Награждение победителей.

Сценарий мероприятия В качестве эпиграфа звучит стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Преподаватель: Добрый день, ребята! Уважаемые коллеги и гости! Сегодня мы проводим итоговый урок по трем изученным нами произведениям: «Гроза» А. Н. Островского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Занятие пройдет в форме дебатов. Поговорим мы сегодня о женских образах в этих произведениях. Предоставляю слово ведущим нашего мероприятия – студентам 1 курса Фонтанину Роману и Абдрахманову Руслану.

Ведущий1: Здравствуйте, уважаемые преподаватели, ребята, гости! Итак, тема дебатов сегодня – «Идеал женщины глазами современного мужчины». Мы не случайно избрали эту форму для проведения урока. Уж так повелось, что мужчины, начиная с далеких времен именно за женщину готовы были положить свою жизнь и часто отстаивали свой идеал в рыцарских турнирах, а позже – на дуэлях. Самая известная из литературных дуэлей была описана А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Но уже герои И.С. Тургенева в романе «Отцы и дети» воспринимают дуэль на пистолетах как анахронизм, предпочитая дуэль словесную.

Ведущий2: Вот и сегодня наши ребята тоже сойдутся в словесном поединке, чтобы отстоять свой идеал женщины. Каков же он? Какие девушки нравятся современным молодым людям? Какие качества в женщине они ценят? Может, есть что-то общее между идеалом прошлых лет и нынешним временем? Вот вопросы, на которые мы будем искать ответы.

Ведущий1: Оценивать «дуэлянтов» будет наша судейская коллегия в составе трех человек…Оценивание будет происходить по следующим критериям: внешний вид; соблюдение регламента; логичность речи; культура речи; корректность (уважение к оппоненту); примеры из жизни; отсылки к СМИ, статистика, музыка, кино и др.; примеры из русской художественной литературы; ответы на вопросы зрителей и жюри. Максимальное количество баллов за каждый критерий – 2. Если участники приводят примеры только из жизни – 1 балл. Если из СМИ, кино и др. видов искусства – 1 балл. Примеры из литературы оцениваются сразу 2 баллами. Начнем с жеребьевки. Участники предварительно разбились на пары. Сейчас в ходе жеребьевки выясним, какую позицию –«за» или «против» - будет отстаивать каждый участник. Идет жеребьевка. Участники вытягивают жетоны со словом «за» или «против».

Ведущий2: Начнем дебаты с такого тезиса: «Измена Катерины – это проявление ее слабости». Напомню, Катерина – героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Что толкнуло ее на измену мужу? Есть ли ее действиям оправдание? Послушаем. Приглашаем первых участников: Кутыркин Данил и Косолапов Александр.

Поединок 1 Примерный ответ одного из участников: «Здравствуйте, уважаемые судьи и гости! Уважаемый оппонент! Меня зовут Кутыркин Данил. Я студент группы ТМ-181. Сегодня я буду защищать тезис: «Измена Катерины – это проявление ее слабости». (Представление другого участника). Защита: «Я считаю, что измена Катерины есть проявление ее слабости. Измена во все времена очень жестоко каралась. В древние времена, как мы знаем, за измену могли побить камнями. Вспомним известную картину Василия Поленова «Христос и грешница», где изображено, как разъяренная толпа накинулась на женщину, изменившую своему мужу. Почему раньше были крепкие семьи? Да потому что женщиныумели терпеть. «Стерпится – слюбится», - гласит народная мудрость. Еще вспоминается пример из современной литературы. В романе современной писательницы Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза» действие разворачивается в 30е годы ХХ века, рассказывается о семейной жизни одной молодой деревенской женщины. У нее был суровый муж. Просто диву даешься, как тяжело приходилось ей жить. И свекровь над ней издевалась. Где там любовь? Одна, казалось бы, жестокость и постоянное требование к жене. А она все повторяет себе: «Какой у меня хороший муж!» В драме «Гроза» автор подчеркивает, что Катерина была женщина набожная. Тогда ей надо было молиться за своего мужа и за свекровь. Глядишь, вымолила бы и все изменилось в ее жизни. А так получается, не было у нее настоящей веры в Бога, одни только ахи да охи! В книге древнерусской литературы «Цветник» есть мудрые слова: «Сильный только тот, кто себя одолеет». Катерина не смогла себя одолеть. В результате плохо кончила - разрушила свою семью, а новую создать не смогла, себя опозорила и своего мужа, жизнь кончила самоубийством. Она не стала менять себя, а решила идти по легкому пути. Значит, она слабая духом. Над собой не хотела работать в тех условиях, которые ей предлагала жизнь!»

Ведущий1: Следующий тезис: «Если бы Базаров женился на Одинцовой, она была бы не способна сделать его счастливым». Все, конечно, помнят красивую, волевую женщину Анну Сергеевну Одинцову, которая сразу очаровала героев романа И.С. Тургенева Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Приглашаю для поединка Медведева Данила и Бельтюкова Егора.

Поединок 2

Ведущий2: Следующий тезис для обсуждения звучит так: «Невеста Аркадия Кирсанова Катя – не привлекательна для современного мужчины». Эта героиня романа «Отцы и дети» не столь заметна, как Анна Одинцова. Катя – младшая сестра Анны Сергеевны, она дичится людей, молчалива. Но именно на ней женится Аркадий Кирсанов. Приглашаем следующих участников: Васильев Евгений и Щенин Никита.

Поединок 3

Ведущий1: Мы движемся дальше. Следующий тезис: «Любовь – не гарантия счастливой семейной жизни». Любовь как самое главное чувство во многом определяет женщину. Через любовь женщина раскрывается во всей полноте. Но составляя этот тезис, мы думали о несчастной героине романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Катерине Ивановне Мармеладовой. Приглашаем Зорина Богдана и Шишкина Кирилла.

Поединок 4

Ведущий2: Мы продолжаем говорить о женских образах, созданных Ф.М. Достоевским, и я объявляю следующий тезис: «Жертвенность – обязательная черта женского идеала». Вести поединок будут Обухов Иван и Солодянкин Роман.

Поединок 5

Ведущий1: У нас остался последний поединокпо весьма спорному тезису: «Скромность женщину не украшает». Приглашаем Шумихина Илью и Савельева Николая.

Поединок 6

Ведущий2: Мы благодарим всех участников дебатов. Ну а пока судьи подводят итоги, приглашаем на сцену студентов гр. ПД-181. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, они провели анкетирование среди студентов колледжао том, какие качества ценят в девушках современные молодые люди. И вот что у них получилось.

Выступление представителя рабочей группы:В ходе анкетирования участвовали студенты 1 и 4 курса, а также преподаватели-мужчины. Всего было опрошено 548 человек. Были выделены следующие качества женщины: хозяйственность, скромность, красота, ум, образованность, использование в речи нецензурной лексики, ведение здорового образа жизни, воспитанность, целомудрие, общительность, честность и др. Мужская часть колледжа была единогласна в одном: ни одному человеку не нравится, когда женщина курит и говорит матом! По результатам опроса выяснилось, что все мужчины ценят в женщине красоту (1 и 4 курс), а также честность, скромность и хозяйственность. Для мужчин постарше (преподавательский состав) на первое место выходит честность женщины, на второе – воспитанность и хозяйственность, а внешняя красота, хоть и важна, но отступает на третье место.Итак, с годами мужчины начинают больше ценить в женщине не внешнюю привлекательность, а ее внутренние качества. На экране представлены диаграммы. Звучат стихотворения Е. Евтушенко «Всегда найдется женская рука» и Р. Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее» в исполнении студентов.

Подведение итогов. Выступление членов жюри. Вручение призов. Приз зрительских симпатий.

Ведущий1: Мы, может быть, не пришли к единой точке зрения, но у нас и не было такой задачи. Зато сегодня мы выслушали мнение многих. И молодые люди, и девушки, сидящие здесь, наверняка, узнали для себя много полезного. Идеальных женщин нет, но то, что нас притягивает в них, остается на все времена неизменным. Это, по слову А.С. Пушкина, гений чистой красоты, нежные черты, милый голос. А также немаловажными оказываются нравственные качества женщины – жертвенность, преданность, умение любить и др. Наше мероприятие подошло к концу. Благодарим всех за работу. До новых встреч!

Список использованной литературы:

1. Рабочая программа по литературе 10-11 класс ФГОС infourok.ru›rabochaya-programma-po…klass-fgos…

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979

3. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ХIХ века. 10 класс. 1полугодие. – М., 2003.

4. Преподавание литературы в 10 классе: Книга для учителя. Часть 1/Под ред. Проф. Г.А. Обернихиной. – М., 2002.

5. Преподавание литературы в 10 классе: Книга для учителя. Часть 2/Под ред. Проф. Г.А. Обернихиной. – М., 2003.

6. Правила проведения дебатов. - StudFiles.net›preview/5356909/

7. Правила проведения дебатов. Мегалекции. - megalektsii.ru›s40388t3.html

8. Методика проведения дебатов. - dipcorpus.at.ua›avatar/21/Debaty.doc

9. Методическое пособие «Технология проведения дебатов» - infourok.rumetodicheskoe…provedeniya-debatov…

Категория: Литературное образование | Добавил: Ившина Лариса Юрьевна (13.05.2019)
Просмотров: 296 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar