Воскресенье, 19.05.2024, 06:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


Дискуссия на уроках литературы

Фролова Ольга Филипповна,

МБОУ «Ляльшурская СОШ»

Шарканский район

Дискуссия на уроках литературы

На современном этапе школьной жизни в условиях существования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Для формирования такой самостоятельной и инициативной позиции учащегося учитель должен использовать не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

В инновационных технологиях обучения русскому языку и литературе сегодня успешно применяются множество методов и приемов. Ведущее место среди таких методов в зарубежной и отечественной педагогической практике принадлежит методу учебной дискуссии.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Провести урок-дискуссию нелегко. Чаще всего такая форма урока применяется в старших классах. Она требует от учителя тщательной подготовки, продумывания каждой детали урока. Однако, начинать учить детей дискутировать нужно не в старших классах, а гораздо раньше.

Как же научить наших учеников дискутировать? Зачем использовать дискуссию в учебном процессе? Как начать и как закончить дискуссию? Какие приемы упорядочивания свободной дискуссии? Как оценивать участников дискуссии?

Зачем нужны дискуссии.

Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, или не хотят выступать со своим мнением в классе, не хотят выделяться. Чаще всего это ведет к тому, что учитель возвращается к классическим методам.

Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному, что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения, что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и правильная. Дискуссия оживляет урок – вместо повторения материала из учебника появляются собственные примеры из жизни.

Перед учителем могут возникнуть опасения: не будет ли эта дискуссия бесконтрольна? Не получится ли так, что дети будут друг друга перекрикивать, не давать говорить, или наоборот будут молчать? Для организации дискуссии существуют разные способы.

Правильная организация пространства позволяет преодолеть один из самых устойчивых школьных стереотипов: учитель стоит перед учениками и задает вопросы. Поэтому перед дискуссией желательно немного переставить столы в зависимости от формы дискуссии.

Один из способов преодоления «хаоса» в ходе дискуссии – это установление правил. Это может сделать сам учитель в начале урока, или предложить школьникам самим выработать правила. Примерный список таких правил, предложенный американским педагогом Ф.Тибитс:

  • Слушать того, кто говорит;
  • Говорит только один человек;
  • Если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
  • Нельзя прерывать того, кто говорит;
  • Когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
  • Нельзя смеяться над человеком;
  • Надо вовлекать в обсуждение всех.

От того как начнется дискуссия, зависит многое. Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от ребят, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное начало. Это может быть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть небольшую сценку (импровизационно или подготовившись заранее).

Интересна методика «Градусник», которая позволяет всем ученикам обозначить свое мнение по предложенной теме перед началом обсуждения. Эта форма подходит для обсуждения таких проблем, по которым можно дать два противоположных мнения. Например, обсуждая спор Пьера Безухова и Андрея Болконского на пароме, можно предложить детям найти свое место на воображаемой шкале «градусника», обозначив крайние позиции: «полностью согласен с Пьером» и «полностью согласен с Андреем». Затем, объединив детей в три группы (третья – занявшие нейтральную позицию), можно начинать саму дискуссию. Желательно тему в форме вопроса или спорного утверждения написать на доске, чтобы не уходить в сторону.

Технология организации учебных дискуссий.

Структурированные дискуссии: разговоры «по кругу» («цепочка», «полилог», «дискуссия по переписке»), дискуссии с предварительной работой в парах («рабочий гул», «колесо», «социологи»),дискуссии с предварительной работой в группах («аквариум», «молчаливая дискуссия», «диспут», «бинарная дискуссия», «мозговой штурм», «ток-шоу»).

«Цепочка».

Цель: выяснить мнение учеников по какому-то вопросу перед обсуждением в более свободной форме или провести само небольшое обсуждение.

Главный принцип этой формы – высказывание друг за другом по порядку (все учащиеся).

Для сбора мнений перед дальнейшим обсуждением учитель выбирает вопрос, на который можно дать односложный или короткий ответ (вариант: учитель просит закончить начатое предложение). Ученики по очереди отвечают. Учитель или кто-то может записывать ответы.

Для небольшого обсуждения учитель задает тему и просит первого ученика коротко высказать свое мнение по этому вопросу. Следующий ученик должен высказаться уже по поводу мнения первого ученика – согласен он с ним или не согласен и почему. Третий ученик соглашается или не соглашается с мнением первого, или второго, или обоих сразу и т.д.

В «цепочке» важно не терять темп, чтобы она не стала затянутой и скучной. Поэтому для учителя важно поддерживать этот темп собственной энергичной речью, подбадривающими фразами, короткими наводящими вопросами, быстрой передачей слова следующему ученику, если кто-то излишне многословен, говорит не по теме или долго молчит. Можно специально подчеркнуть перед началом дискуссии, что ее цель не просто высказать свое мнение, но высказать его быстро, коротко и четко.

Учителю могут помочь два специально выбранные помощники: протоколист и хронометрист. Протоколист записывает кратко ответы, а потом делает их обзор.

В большом классе можно просить высказываться не всех, а выбранных по определенному принципу.

Примеры:

Леонид Андреев «Кусака». Можно ли оправдать решение хозяев дачи, которые оставили Кусаку одного на даче?

«Колесо».

Ребята разбиваются на две группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовать пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30-60 секунд. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал – «колесо поворачивается» - члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так, чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу.

Информация, собранная с помощью этого приема, может послужить для дальнейшего свободного обсуждения.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Андрий – рыцарь или предатель?

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» - подготовка к сочинению «Что значит быть счастливым?»

«Аквариум».

Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3-5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, особенно высказывания своего представителя. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

Здесь нужно выбирать такую проблему, чтобы существовало несколько на первый взгляд правильных ответов.

Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что упор делается на самом процессе представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересовано следит за работой и поддерживает связь со своим представителем. Техника аквариума не только усиливает включенность учащихся в групповое обсуждение проблемы, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». «А может быть, действительно прав Базаров, отрицающий литературу, искусство? Для чего они нужны слесарю? технику? продавцу? даже руководителю?». Группа разделяется на сторонников и противников Базарова. В результате дискуссий ученики приходят к выводу, что искусство, литература необходимы каждому человеку, так как развивают его речь, память, учат общаться, понимать поступки людей, духовно и эстетически обогащают личность.

«Ток-шоу». Дискуссия организуется следующим образом. Несколько человек заранее берут на себя роль экспертов и готовят выступления по теме дискуссии, в которых отражаются разные точки зрения на проблему. Зрители, выслушав их, задают экспертам вопросы и спорят друг с другом. Можно четко определить количество вопросов к каждому эксперту, задать время для ответов, выделить отдельные тезисы и дискутировать по ним, а можно предоставить дискуссии развиваться более свободно.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Тема дискуссии «Свидригайлов – изверг или жертва?», «Теория Раскольникова – зло или спасение?», «Возможно ли возрождение человека, совершившего преступление?».

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». «Андрий – «рыцарь» или предатель?».

А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?». «Что значит быть счастливым?».

 

Методическая разработка проведения урока-дискуссии.

1. Тема урока: Идейные и психологические двойники Раскольникова.

2. Тема дискуссии: «Свидригайлов – «изверг или жертва»?

3. Ток-шоу.

4. Дискуссия проводилась в 10 классе, участвовало 12 детей.

5. На выбор данной формы работы повлияли психологические особенности этого класса. В классе есть пассивные ученики, которые мало отвечают на уроке, стесняются высказывать свое мнение.

6. Цели урока: 1) выявить роль «двойников» - Лужина и Свидригайлова (на данном уроке только Свидригайлова.)

2) развивать навыки монологической речи, умение систематизировать и обобщать материал, умение работать в группе.

3) развивать умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу,

4) воспитание непримиримого отношения к насилию, жестокости; воспитание чувства коллективизма.

7. Двое учеников готовили выступление по теме «Свидригайлов - изверг», двое – по теме «Свидригайлов - жертва». Остальные 8 человек разделились на две группы. Деление на группы было осуществлено с помощью методики «Градусник» (приложение 1). Таким образом, в группе «Свидригайлов - жертва» не оказалось никого, в группе «Свидригайлов - изверг» - 5 человек, в группе «Свидригайлов – и изверг, и жертва» - 7 человек. Были выбраны 2 протоколиста, которые записывали наиболее интересные тезисы из высказываний одноклассников, затем в конце урока зачитали перед классом.

Ученикам, которые готовили выступления, были даны рекомендации о том, на какие главы нужно опираться при подготовке.

8. Было организовано соответствующее пространство. Впереди стояла трибуна для выступающих. Группы расположились за разными столами, т.к. предполагалось обсуждение некоторых вопросов в группах.

9. Работа началась с повторения общих правил ведения дискуссии, т.к. такая форма работы уже знакома ребятам. Далее формулирование темы и проблемы урока учителем. На предыдущем уроке рассматривался образ Лужина. Тема урока написана на доске.

10. Класс разделился на 2 группы. Сначала высказались 2 ученицы по теме «Свидригайлов – изверг» и «Свидригайлов - жертва». После этого задавались вопросы выступающим. Например, мог ли Свидригайлов решить судьбу другим способом, не самоубийством? Сильный человек Свидригайлов или слабый? Что общего между Свидригайловым и Раскольниковым? Жертвой чего можно назвать Свидригайлова? Можно ли вину за свои проступки и преступления перекладывать на кого-то или что-то: обстоятельства, общество? В конце высказались протоколисты, обратив внимание на самые интересные моменты с их точки зрения.

11. Из каждой группы самыми активными оказались 2-3 человека. Отвечали громко, полными предложениями. Дисциплина на уроке: не было необходимости давать замечания. Оценки выставлялись учениками, с моей точки зрения, объективные, необходимости в корректировке не было.

12. Ученики сделали вывод, что герой – и изверг, и жертва, Свидригайлов – преступник и изверг, потому что ничем нельзя исправить совершенные им злодеяния. И Свидригайлов – жертва своей теории. Человек всегда должен отвечать за свои поступки. Если сравнить Свидригайлова и Раскольникова, то сила Раскольникова состоит в том, что он смог признаться в своем преступлении и понести за это наказание.

13. С моей точки зрения, цель урока достигнута. На будущее: можно заранее не давать опережающего задания на дом (подготовить выступления по теме), а дать возможность сделать это прямо на уроке. Но все зависит от уровня подготовки учеников, от их способности. Главное, конечно, знание текста.

14. Форма ток-шоу - очень интересная форма работы. Детям нравится. В такой форме можно провести урок и по теме «Образ Сонечки Мармеладовой» и последний урок по данному произведению.

Приложение 1.

Методика «Градусник»

Нужно выбрать вопрос, на который можно дать два противоположных и несколько промежуточных, находящихся между противоположными, ответов. Каждому ученику предлагается определиться и занять свое место на шкале гигантского «градусника» - от полюса «положительный» к полюсу «отрицательный». По тому, как встанут ребята, можно будет примерно разбить их на несколько групп и предложить новое задание.

 

 

Активные формы обучения, используемые на уроке внеклассного чтения по рассказу В.Белова «Старый да малый» в 6 - 7 классе.

Задание 1.

Используемый способ: «Цепочка». Главный принцип этой формы – высказывание друг за другом по порядку (все учащиеся).

Для сбора мнений перед дальнейшим обсуждением учитель выбирает вопрос, на который можно дать односложный или короткий ответ (вариант: учитель просит закончить начатое предложение). Ученики по очереди отвечают. Учитель или кто-то может записывать ответы.

Для небольшого обсуждения учитель задает тему и просит первого ученика коротко высказать свое мнение по этому вопросу. Следующий ученик должен высказаться уже по поводу мнения первого ученика – согласен он с ним или не согласен и почему. Третий ученик соглашается или не соглашается с мнением первого, или второго, или обоих сразу и т.д.

В «цепочке» важно не терять темп, чтобы она не стала затянутой и скучной. Поэтому для учителя важно поддерживать этот темп собственной энергичной речью, подбадривающими фразами, короткими наводящими вопросами, быстрой передачей слова следующему ученику, если кто-то излишне многословен, говорит не по теме или долго молчит. Можно специально подчеркнуть перед началом дискуссии, что ее цель не просто высказать свое мнение, но высказать его быстро, коротко и четко.

Учителю могут помочь два специально выбранные помощники: протоколист и хронометрист. Протоколист записывает кратко ответы, а потом делает их вышло.

В большом классе можно просить высказываться не всех, а выбранных по определенному принципу.

Цель: Научить вчитываться в каждое предложение, вытаскивать из него максимум информации.

Тема: Образ старика в рассказе В. Белова «Старый да малый».

Задание: Прокомментировать выделенную часть. Что мы узнаем из этих строк о старике?

Задание 2.

Используемый способ: «Колесо». Ребята разбиваются на две группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовать пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30-60 секунд. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал – «колесо поворачивается» - члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так, чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу.

Информация, собранная с помощью этого приема, может послужить для дальнейшего свободного обсуждения.

Цель: познакомиться с мнениями своих одноклассников по данному вопросу.

Тема: сбор информации о героях.

Задание: ответьте на вопрос «Как автор относится к Мишке (или старику)».

Задание 3.

Используемый способ: «Аквариум».

 

Цель: формулировать основную мысль, уметь делать выводы.

Тема: основная мысль произведения смысл названия рассказа.

Задание: подумайте и ответьте на вопрос «Зачем последний абзац? Как ты понимаешь название рассказа?»

Задание 4.

Используемый способ: «Аквариум». Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3-5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, особенно высказывания своего представителя. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

Здесь нужно выбирать такую проблему, чтобы существовало несколько на первый взгляд правильных ответов.

Цель: формулировать основную мысль, уметь делать выводы.

Тема: основная мысль произведения смысл названия рассказа.

Задание: подумайте и ответьте на вопрос «Зачем последний абзац? Как ты понимаешь название рассказа?»

 

 

Литература.

  1. С.А.Дьячкова, В.В.Луховицкий. Материалы курса «Активные методы обучения на уроках литературы»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012

 

Категория: Литературное образование | Добавил: vlv-18 (13.05.2019) | Автор: О.Ф. Фролова
Просмотров: 407 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar