Воскресенье, 19.05.2024, 02:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ЗАЛОГ УСПЕХА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Н. В. Фёдорова

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ЗАЛОГ УСПЕХА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

 

Современный учитель постоянно заботится о будущем подрастающего поколения. Приоритет уделяется индивидуальному подходу к каждому ученику. В настоящее время от выпускника общеобразовательной школы требуется много знаний и умений, это должен быть человек грамотный, творческий, умеющий принимать нестандартные решения.

Учитель во время урока выносит на обсуждение какую-то проблемную ситуацию, может привести ряд «за» и «против» разных вариантов и оставляет проблему открытой. Вот тогда и начинается творческий поиск самих детей, желание постичь истину, задуматься.

Услышав на курсах фразы (все равны, все способны, не торопитесь отвечать на вопросы, создавайте условия для того, чтобы каждый был услышан…), я задумалась и решила попробовать и сама, вместе с учениками, построить работу именно так. Да, в школе очень интересно работать, если работать увлеченно, безусловно, велико в этом значение и знание новых технологий, именно они помогают приблизиться ученику и учителю в процессе обучения.

Содержание моей работы в школе можно рассмотреть по следующим направлениям: проведение уроков гуманитарного цикла (русский язык и литература); проектная деятельность учащихся; внеурочная деятельность (творческие работы учащихся, литературные гостиные, выступление учащихся на научно-практических конференциях, олимпиады); работа как классного руководителя (выпуск классной газеты, создание социальных проектов).

использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы.

Основной задачей учителя – словесника является, на мой взгляд, воспитание вдумчивого читателя с хорошо развитым литературным вкусом, способного ориентироваться в столь неоднородном мире художественной литературы, умеющим высказывать свою точку зрения.

  • течение нескольких лет я работала над методической темой: «Развитие речи учащихся на уроках литературы и во внеклассной работе в системе личностно-развивающего обучения (критическое мышление, обучение в сотрудничестве, технологии педагогических мастерских)». Актуальность данной темы состоит в том, что речь многих детей плохо развита. Некоторые учащиеся не могут выражать свою точку зрения по поставленному вопросу, давать письменные и устные ответы, писать продуктивные тексты (эссе, сочинения- рассуждения). Развитие речи учащихся на уроках гуманитарного цикла необходимо формировать через использование личностно-развивающие образовательные технологии. Тогда перед учителем выстраивается следующий ряд задач: развивать у учащихся навык создания текстов продуктивного уровня; развить монологическую речь учащихся, увеличить объём высказываний; ученики должны научиться выражать и отстаивать свою точку зрения;

Результаты проделанной работы можно будет оценивать по следующим критериям: грамотное владение навыками написания эссе, стихотворений, былин, сочинений-рассуждений, лингвистических анализов текстов, написание рефератов, проектных и исследовательских работ; развитая монологическая речь (выступления, пересказы, индивидуальные сообщения); выступление учеников в литературных гостиных, на научно- практических конференциях;

Работа учителя русского языка проходит совместно с психологом. Перед началом работы с учащимися необходимо, чтобы была проведена психолого-педагогическая диагностика, с помощью анкетирования выявлены особенности развития каждого ребёнка, данные по характеру темперамента, коммуникативные, организационные, информационные УУД. Исходя из этого, имеем определенный дидактический потенциал приёмов, форм и видов учебной деятельности ученика. Как оказалось, большинство детей могут пересказывать текст подробно, но при этом видят только сюжет. Не обращают внимания на описание, авторские размышления. Ребята стараются дать ответ, сформулировать и доказать своё мнение. Я пришла к выводу, что многие ребята в моих классах желают творить, сочинять, придумывать, проводить различного рода исследования по русскому языку и литературе.

Исходя из этого, в первую очередь поставила перед собой задачу - нужно научить детей внимательному и вдумчивому (осознанному) чтению; учить пересказывать и анализировать образы, отдельные элементы, фрагменты произведения, при этом не упускать и целостное восприятие текста. Это и есть работа над продуктивным смысловым чтением.

В этом помогают и читательские дневники по литературе. В них ребята заносят знаменательные даты жизни поэта или писателя (хронотоп), составляют систему образов по произведению, дают краткий пересказ прочитанного им текста. Данный вид работы начинаю проводить с 5 класса. Постепенно, когда ученики будут правильно и логично передавать содержание текста произведения, этот вид работы изменяется - предлагаю выписывать цитаты из текста, в которых ярко отражается главная мысль произведения.

При этом нельзя забывать и учить детей правильно выстраивать монологическую речь, отрабатывать навыки выразительного чтения. Всё это возможно реализовать вместе с детьми, если использовать в своей работе технологию педагогических мастерских, технологию по развитию критического мышления, технологию обучения в сотрудничестве.

  • удачными в моей работе стали следующие приёмы работы с целым текстом и эпизодом: чтение с остановками; ПМИ; ИНСЕРТ (чтение с пометами); Зигзаг. Именно они помогают ученикам вдумчиво читать, видеть главное, сопоставлять и анализировать материал. При работе в группе с одним и тем же материалом параграфа ученики встречаются более трёх раз (индивидуально; в паре; в группе).

Таким образом, материал несколько раз проговаривается, тем самым ключевые фразы и термины, которые нужно изучить по данной теме, остаются в памяти детей. Наиболее интересны (по мнению учеников) уроки, которые проводятся в форме мастерских, по технологии критического мышления. Ребятам нравится работать в группах, сообща, достигать поставленной цели вместе. В ходе таких уроков вырабатывается внимательность, ответственность перед своими товарищами.

Работа учителя - предметника в школе не мыслима без классного руководства. Именно во внеурочной деятельности можно по-другому увидеть своих учеников. Помочь им сделать правильный выбор будущей профессии, раскрыть их творческий потенциал и возможности. В этом помогают классные часы и выпуск собственной классной газеты.

На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать школьников с применением новых информационно - коммуникативных технологий, которые дают богатейшие возможности для развития личности ребёнка. Компьютер в школе перестал быть только предметом изучения, он стал средством обучения и позволяет использовать обучающие электронные продукты в ходе изучения школьниками различных предметов, в том числе и русского языка и литературы.

Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес учащихся на уроках русского языка и литературы, используя информационно-коммуникативные технологии, ведь, с одной стороны, необходимо дать прочные знания по русскому языку в рамках школьного курса, что способствует повышению качества образования и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить своих учеников к информационной культуре. Поэтому на уроках русского языка и литературы использую тестовые технологии, с применением интерактивной доски.

Итак, при обучении русскому языку и литературе я чаще всего использую информационные, игровые и творческие виды проектов. Ученикам предлагается подготовка в группах задания, которое содержит информационный блок – рассказ о биографии поэта, аналитический блок - анализ творческого метода, стихотворений. Выбор темы проекта, как показывает опыт, — не самое простое занятие. Завершается работа над проектом его защитой, которая сопровождается презентацией.

Примером информационного проекта могут быть следующие работы учащихся:

1.«Русские народные сказки», ученики прочитали произведения из устного народного творчества, собрали и обобщили материал, проанализировали народные сказки и сказки писателей. Конечный результат: выступление учащихся с произведениями собственного сочинения.

2.«Имена прилагательные в названиях произведений». Учащиеся индивидуально подготовили проект, защищали его перед классом.

  • игрового проекта заключаются в том, что ведущий вид деятельности - ролевая игра. Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки басен И.А.Крылова, эпизодов из рассказов А. П. Чехова. Игровые проекты ориентированы на то, чтобы ребятам было легче адаптироваться в социуме. Выполняя ту или иную ролевую игру, они слушают собеседника, ведут диалог, излагают своё мнение, аргументируют свою точку зрения и оценку событий. Итогом работы над творческим проектом может быть:

1.«Проба пера», «Первоцвет» -сборники стихотворений,

2. Страничка в ВК.

На уроках русского языка и литературы я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, один из них – тестирование. Меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. В своей работе использую входной тест дается в начале изучения темы. Этот вид теста обычно создаю в программе Microsoft Word или использую КИМы.
Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, используются после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний материала.
С появлением интерактивной доски учителя получили прекрасную возможность сделать свои уроки более наглядными и эффективными.
Ученики активно помогают при подготовке презентации, включаются в проектную деятельность. На уроках стали активнее, появился интерес к творчеству писателей, нравится работать в творческой мастерской, работать над проектами.

В своей работе использую следующие интерактивные методы обучения: литературные экскурсии; урок – презентацию; урок -практикум; лекцию; урок-зачет. В преподавании своего предмета использую и такие приемы интерактивного обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся: учебный мозговой штурм; работа в группах и в паре; кластер; синквейн; тезаурус, эссе; лекция; кроссворды.
Очень нравится ученикам использовать на уроке прием перетаскивания слов, подбирая морфемы, составляя слова и предложения, чертить схемы предложений, открывать ячейки интерактивной таблицы, использовать шторку, бегущую строку.
Эффективно применение интерактивной доски на этапе объяснения нового материала. Теоретический материал урока можно представить в виде схем, таблиц. При объяснении некоторых тем по литературе материал объясняется с помощью наглядных схем и рисунков, иллюстраций. Можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в их музеях. После таких уроков у учащихся появляется интерес к творчеству писателя и поэта. Очень удобна интерактивная доска при работе с текстом, который заранее готовится на странице интерактивной доски и используется для разного анализа. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания или удобно выполнять все виды грамматического разбора. Важно также написать текст одним цветом, а задания выполнять другим. Разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся и помогает повысить орфографическую зоркость.
Учителям известно, как сложно дети запоминают словарные слова. В этой работе также помогает интерактивная доска. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, дается его лексическое значение и этимология. Ученики могут составить словосочетания самостоятельно в тетради и на доске, подобрать однокоренные слова.

Интерактивная доска может быть использована и при групповой работе, и при демонстрации презентаций. Класс может быть разделен на несколько групп, каждая группа готовит презентацию на заданную тему. Такая работа помогает активизировать учащихся не только на уроке.
Особенная роль у интерактивной доски на уроках развития речи. Наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память. На уроках сочинения можно демонстрировать репродукции картин художников.
Очень часто на уроках литературы использую видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается.
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.
Интерактивную доску можно использовать не только на уроках, но и во время проведения внеклассных мероприятий, например, КВН по русскому языку, лингвистических викторин, интерактивных игр. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Электронные учебники, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.
Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Работа по данным направлениям имеет положительные результаты, среди которых можно отметить:

-повышение активности учащихся на уроках; повышение мотивации к изучению литературы и русского языка;

-ученики демонстрируют свою уверенность в себе в процессе обучения, задают вопросы, анализируют их и ответы на них, выражают свою позицию; монологическая речь детей стала более развита, логична, увеличился объём высказываний; благодаря докладам на научно-практических конференциях, написанию статей в классной и школьной газете, письменная речь учащихся стала более совершенной и правильной; учащиеся моих классов успешно принимают участие в школьных, районных олимпиадах, имеют хорошие результаты.

Работа учителя - это творческий поиск новых идей, новых способов и методов преподавания. Сразу результат работы учителя невозможно увидеть и оценить, но пройдёт время и то, что он заложил в плодородную почву, когда-то станет прекрасным цветком.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Языковое образование | Добавил: vlv-18 (13.05.2019) | Автор: Н.В. Федорова
Просмотров: 322 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Лара • 16:41, 28.06.2019
Учителю русского языка и литературы, Н.В. Федоровой, низкий поклон и большая благодарность коллеги по цеху. Вы предложили нашему вниманию результаты своего опыта, продемонстрировав возможность гармоничного взаимодействия триединства: учителя литературы, учителя русского языка и классного руководителя.  Однако спорными для меня оказались два Ваших высказывания: "Работа учителя русского языка проходит совместно с психологом. Перед началом работы с учащимися необходимо, чтобы была проведена психолого-педагогическая диагностика, с помощью анкетирования выявлены особенности развития каждого ребёнка, данные по характеру темперамента, коммуникативные, организационные, информационные УУД. Исходя из этого, имеем определенный дидактический потенциал приёмов, форм и видов учебной деятельности ученика. Как оказалось, большинство детей могут пересказывать текст подробно, но при этом видят только сюжет". Разве без психолога учитель русского языка и литературы не мог прийти к таким выводам, коллега? И еще совет: отказывайтесь от тестов, промежуточных или итоговых, по русскому языку и тем более по литературе! Успехов Вам, коллега!
avatar