Воскресенье, 19.05.2024, 05:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся

Алатырева Оксана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Светлянской СОШ Воткинского района

Школьная газета

как средство развития творческих способностей обучающихся

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить.

Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своих творческих способностей не только на уроке, но и во внеурочное время. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей тех обучающихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности. Этому способствует участие в сетевых предметных проектах, конкурсах, кружковой работе.

ФГОС нового поколения выдвигает требования по формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий – УУД, направленных на создание учениками целостной картины мира и системное развитие личности ученика. Предметные, метапредметные, личностные результаты, на которые нацелена внеурочная деятельность по теме «Журналистика», тесно связаны с результатами освоения основной образовательной программы

В 2011-2012 уч. году было решено организовать в школе кружок по созданию школьной газеты. Назвали мы его «Большая перемена», по названию газеты.

Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Содержание программы

I. Вводное занятие

Знакомство с разделами программы, с необходимыми принадлежностями на занятиях. Об организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

II. Понятие журналистики. Жанры журналистики

Что такое журналистика? Кто такой журналист? История журналистики в России. Появление в Европе и России первых печатных газет. Роль журналистики в обществе и роль ученического издания в жизни школы. Знакомство с самыми распространёнными жанрами. Интервью, заметка, фельетон. Определение функций жанров. Их роль и место на газетной полосе.

III. Виды газет, правила оформления газеты. Заголовки

Виды газетной бумаги. Требования к ней. Порядок расположения материала. Работа корреспондента, художника, корректора. Виды, особенности, оформление заголовков

IV. Работа в редакторе Publisher

Знакомство с программой Publisher, ее назначение и краткая характеристика. Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы.

V. Интервью. Способы получения и подачи

Признаки, типы и виды интервью. Особенности проведения интервью. Классификация вопросов.

Практическое задание: проведение учебных интервью.

VI. Подготовка и выпуск газеты

Подбор материала, верстка и выпуск школьной газеты

Проработав год по этой программе, я поняла, что за год все аспекты рассмотреть очень сложно, и поэтому было решено переделать программу, теперь она предусматривает 3-х годичное обучение.

Издание общешкольной газеты, безусловно, служит и развитию детского самоуправления. Газета призвана осветить важнейшее события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, реализовать способности учеников. Здесь роль газеты трудно переоценить – это и объективность информации, и, в какой-то степени, реклама событиям школьной жизни, и даже вклад в создание имиджа школы, поддержание её престижа.

В редколлегию принимаются все желающие, но основной состав работающих небольшой и охватывает до 5-7 человек. Это ребята разных классов, в основном с седьмого по одиннадцатый. Но постепенно расширяется штат журналистов, все ребята школы хотят помогать в создании газеты, пишут свои статьи на какие - то волнующие их темы и приносят их нам.

Работа на созданием газеты ведется таким образом:

  1. Сбор материала, обработка
  2. Верстка газеты
  • В газете мы печатаем стихи учащихся школы.
  • Освещаем интервью с учителями и учащимися школы на разные темы: польза ЗОЖ, вред курения, дружба и т.д.
  • Освещаем мы также и приезд в нашу школу высоких гостей: А.А. Волкова, ГТРК «Удмуртия»
  • Устраиваем встречи с интересными людьми.

В 4 номере газеты появился герб школы, ранее он был только в нарисованном варианте, мы с кружковцами его оцифровали.

Если в первых номерах мы поздравляли только юбиляров, то позже ввели рубрику «Примите поздравления», в которой поздравляем всех именинников за месяц.

Также мы расширяем наличие различных рубрик.

В каждый номер мы пытаемся вложить частичку своей души и тем самым сделать его познавательным, интересным и развлекательным. Чтобы материал о проходящих в школе мероприятиях не был похож на сухие отчёты, стараемся находить ребят, которым это мероприятие понравилось, которых оно чем-то «зацепило», чтобы статья получилась эмоциональной и интересной.

Возможно, у нас ещё не так профессионально сделана газета, требуется коррекция дизайна, вёрстки, но самое главное – есть к чему стремиться, а значит, работа продолжается. Постепенно дети осваивают работу в программе Publisher. Учатся основам ИКТ, понимая, что компьютер может служить не только для игр и пребывания в соцсетях.

Таким образом, общешкольная газета – еще и способ самореализации, развития ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ, в частности, к изданию школьной периодики. Реализация данной программы позволяет создать базу для развития творческого потенциала учащихся.

 

 

 

Категория: Языковое образование | Добавил: vlv-18 (11.06.2019)
Просмотров: 283 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 vlv-18 • 07:41, 27.06.2019
Комментарий от И.Н. Бывальцевой: Я согласна с автором статьи в том, что школьная газета необходима как средство развития творческих способностей обучающихся. Вопрос, на мой взгляд, в том , кто ее читает. Если выпуск очередной школьной газеты ждут с замиранием сердца и зачитывают до дыр – это одно, а если она не вызывает сильных эмоций, горячих споров и дискуссий – тогда это отчет о проведенных мероприятиях, необходимый, наверное, для того, чтобы показать, что школа работает. Не сомневаюсь, что в данной школе жизнь бьет ключом, иначе для чего все это.
avatar