Воскресенье, 19.05.2024, 03:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ОРФОГРАФИИ

Сулимова Екатерина Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Вавожская СОШ"

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ОРФОГРАФИИ

 

Русский язык – язык межнационального общения, язык культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом выпускника школы.

Но многие выпускники школ недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского языка. Порой, хорошо зная теоретический материал, ученик не может применить эти знания на практике. [2]

Путь от знания правила к безошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Одна из этих трудностей заключается в том, что у школь­ников, знающих какое-либо конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения. Бондаренко С.М. выделяет пять таких умений.

Первое умение - это умение различать части речи, то есть умение, во-первых, не путать их друг с другом, а во-вторых, выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся невостребованными, так как каждое правило связано с определенной частью речи. Практика показывает, что многие учащиеся хорошо знают, что деепричастный оборот необходимо выделять запятыми, но не делают этого по двум причинам: путают дееприча­стие с другими частями речи или не могут найти его в предложении.

Второе необходимое для грамотного письма общее уме­ние — это умение разбираться в формах слов и их грамматических признаках. Так, путая падежи, склонения, род имен существительных, школьники не могут успешно применять правила, связанные с правописанием падежных окончаний.

Третье важное умение — это умение «видеть» состав сло­ва, то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы и окончания, потому что правила чаще всего относятся не к словам, а к их морфемам. Кроме того, иногда одна и та же орфографическая задача (например, что пишется после Ц, И или Ы?) имеет одно решение для корня и совсем другое —для окончания. Поэтому, если ученик не умеет определять морфему, он не сможет применить даже хорошо знако­мые правила.

Четвертое умение — это умение анализировать звуки русской речи: различать глухие и звонкие согласные, выделять шипящие и т. д. Так, от умения определять глухие и звонкие согласные зависит правильное написание приставок на –З, -С.

Ну и, наконец, пятое умение — это умение видеть, где требу­ется применить грамматическое правило, т.е. орфографическая и пункту­ационная зоркость. Очень часто бывает так, что ученики, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки, потому что не видят, где необ­ходима такая проверка.

Таким образом, чтобы применить правило, необходим целый ряд общих умений: умение различать части речи, грамматические признаки слов, части слов, звуки русской речи, а также умение видеть при письме место в слове, требующее применения правил. Развитием этих умений надо заниматься на протяжении всего обучения. [1]

Применение правила при письме — это своего рода грамматическая задача. Чтобы решить эту задачу, ученик должен понять, сколько в ней действий и что спрашивается в каждом действии. Данные действия можно выстроить как алгоритм, или инструкцию. Умение составлять алгоритмы действий — необходимое условие быстрого и точного применения правил. Если школьник не владеет таким умением, то он не может применить правила в практической деятельности.

Как можно помочь школьникам овладеть этими умениями? Прежде всего, необходимо вовлечь их самих в создание приёмов обработки информации. Активно участвуя в такой работе, дети будут усваивать их естественно и осознанно. Одним из таких приёмов является информационная графика, или «инфографика». В настоящее время наглядное представление информации, данных и знаний посредством иллюстраций и графики в целом считается актуальным и эффективным. Связано это с тем, что большинство людей ориентировано на зрительные образы и легче воспринимает изображения, схемы, коллажи, клипы.

Инфографика - это инструмент преподнесения информации читателю и пользователю в более простой форме. Это один из видов альтернативного изложения определенной информации посредством создания художественных зарисовок, графиков, диаграмм, прочих графических объектов на бумаге и в электронном варианте. Инфографика предполагает собой визуальное, художественное, нарисованное изложение теоретического материала.

Основная цель инфографики – информирование. При этом часто её объекты выступают в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объёме, и содержат некоторые визуальные пояснения. Основная задача инфографики – сделать трудно понимаемые и осознаваемые вещи более простыми и понятными для восприятия. [3]

На основании инфографики можно быстро проанализировать информацию, сделать выводы и запомнить. Учебный материал компонуется блоками, оформляется в виде опорных схем-конспектов, что существенно облегчает учащимся процесс восприятия и усвоения учебного материала.

Для работы с грамматическими правилами тоже можно составлять опорные схемы, инструкции, представлять информацию в виде рисунка, блок-схем, фигур. Например, правило правописания суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- в именах существительных можно представить в виде пятиконечной звезды.  Каждый конец звезды – это одна из пяти букв, после которых пишется суффикс -ЧИК-

Если школьник сумеет, хотя бы при поддержке учителя, составить такую схему, то он не забудет какую-то часть правила и не упустит из виду, как его можно применить.

Работа по составлению схем, рисунков, инструкций помогает школьнику усваивать правила более осознанно и прочно, применять их более уверенно и успешно.

Таким образом, освоение учебного предмета «Русский язык» должно предусматривать как овладение всеми видами речевой деятельности, так и формирование нормативной грамотности устной и письменной речи. Школа обязана научить многому: письмо учащегося должно быть понятным, не нарушающим грамматического строя языка. Эти навыки сохраняются и у взрослого человека, но при условии, что они подкрепляются тренировкой. Если говорящий (пишущий) сознательно относится к языку и стремится не нарушать правила устной и письменной речи, он повышает свою грамотность.[4]

Список использованной литературы и источников:

  1. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности [Текст] : [Как помочь учиться?] / С.М. Бондаренко. - Москва: Знание, 1977. - 96 с.
  2. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. URL: http://jaziob.ucoz.site/load/koncepcija_prepodavanija_russkogo_jazyka_i_literatury_v_rossijskoj_federacii/1-1-0-1
  3. Сухих З.Н. Современные подходы к написанию сочинения части «С» // Сервис публикации документов «DOCME». URL: http://docme.ru/doc/983253/sovremennye-innovacionnye-podhody-k-ege-#expanded:on
  4. Шкатова Л.А. Как слово отзовётся. Беседа восьмая «О грамотности». URL: https://public.wikireading.ru/41273
Категория: Языковое образование | Добавил: vlv-18 (13.05.2019) | Автор: Е.Н. Сулимова
Просмотров: 371 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 vlv-18 • 07:40, 27.06.2019
Комментарий от И.Н. Бывальцевой: Инфографика, на мой взгляд, является основой обучения по системе Эльконина-Давыдова, когда уже с начальной школы ребята учатся перерабатывать информацию в рисунки, таблицы, диаграммы и пр. Это увлекает ребят, заставляет быстро соображать, прививает умение работать в команде. Такой творческий подход к освоению знаний делает уроки необычайно интересными как для обучающихся, так и для учителей, работающих по этой программе. Спасибо за статью!
avatar