Воскресенье, 19.05.2024, 02:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Шишлина И.В. (МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» (Киясовский район)

 

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»

«В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить». (Сократ.)

Развитие творческих способностей-один из мощных способов мотивации учащихся. Наша жизнь с каждым годом становится все интереснее и разнообразнее. Можно сказать, сложнее. Она требует от нас не привычных действий, а быстрой реакции, смену решений, творческий подход к решению различных ситуаций. На сегодняшний момент самая главная актуальность-решение целей и задач ФГОС, поставленных перед современной школой.

Одним из главных задач ФГОС является положение о «воспитательном идеале» современного российского школьника. Под таким идеалом в стандарте понимается «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России».

Считаю ключевым словом «творческий». Человек, мыслящий творчески, сможет находить «изюминку» в каждом деле, в каждой профессии. Уверена, такой человек станет настоящим гражданином страны, будет трудиться на благо и процветание страны.

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время происходит через различные методы и приемы. Например, через :

- использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-конкурсы, уроки-сказки, уроки-аукционы и др.)

- использование активных форм обучения: проблемные ситуации, проведении деловых игр, игровых и практических занятий;

- проведение интегрированных занятий;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- проведение исследований;

- применение разноуровневого контроля знаний в ходе внеурочной работы;

- проведение предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок.

При их проведении учитываю возрастные особенности детей: для среднего звена одни методы и приёмы, для старшего – другие.

Для поддержания интереса к русскому языку для учащихся 5-6 классов применяются игровые моменты. Цель таких игр: обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи. Как правило, такие языковые разминки проходят в начале урока и занимают5-6 минут. Самые любимые игры учащихся: «Дежурная буква» (учитель задает любую букву, записываются нарицательные существительные, по истечении времени подводятся итоги); «Змейка»(учитель задает слово, которое актуально на этот день, например, снег. Учащиеся записывают следующее слово на букву г и т.д. Иногда учитель может усложнить задачу. Например, надо составить предложение из 1 слова и последнего, иногда это совершенно несовместимые понятия, но тем интереснее (гром-портрет).

На стене висел портрет, который с треском упал во время грома.

Учащиеся ищут выход из сложившейся ситуации. Иногда получается смешно, несуразно. Но каждое мнение, каждый пример имеет право на существование.

Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Суть её в том, что из целого ряда слов ученикам надо убрать одно лишнее слово, обосновав свой ответ. Так, при изучении в 6 классе темы «Имя числительное» предлагается ряд слов:

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Назовите лишнее слово.Обоснуйте ответ. Учащиеся методом проб приходят к выводу, что лишнее слово один, пять, четыре.

Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные. Отвечают на вопрос сколько? Остальные –имена существительные. Отвечают на вопрос что?) Таким образом плавно переходим к теме урока.

Таких приемов, развивающих творческий потенциал учащихся, огромное количество, например:«Синквейн», методика «Бортовой журнал», Ромашка Блума, Древо знаний ,толстые и тонкие вопросы, кластер и т.д. Это проверенные приемы, которые хорошо работают в данной системе.

Результаты в педагогической деятельности играют важную роль. Какой смысл тогда нашей работы, когда нет результатов? Положительные результаты дают нам силы, вдохновение для дальнейшей деятельности. Мудрость педагога еще заключается в том, чтобы уметь терпеливо ждать и дождаться этих успехов. Для этого надо упорно и систематически работать. Задачи развития творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на уроках. Для их реализации используются различные формы внеурочной деятельности. Из-за загруженности учащихся и (что скрывать) педагогов, нет возможности часто проводить различные творческие дела. Но в этом большим подспорьем является декада гуманитарных наук. Вот творческие дела, где ребята проявляют свои возможности. Любимые и традиционные мероприятия в нашей школе: «Конкурс чистописания», «Интеллектуальное казино», «Лингвистическое ассорти», «История одного слова», «Литературная гостиная».

Мои ученики участвуют в различных конкурсах различного уровня. Показывают неплохие результаты. Причем, иногда предпосылкой к написанию какой-либо творческой или исследовательской работы служит проблемный вопрос на уроке. Вот пример из моего опыта : на уроке проходили тему «Правописание приставок пре-при». Учащихся заинтересовало слово прийти. Одна ученица поделилась, что у магазина увидела это слово на объявлении, но там было написано придти. Что же верно? Почему в этом слове делают ошибки? Так появилась исследовательская работа на тему «Это загадочное слово прийти», с которой одна из моих учениц успешно выступила на филологической конференции и стала победителем.

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты: речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон; возрастает интерес к предмету; отсюда стремление показать себя не только на уровне класса, но и района, республики; развивается наблюдательность, мышление, воображение, самостоятельность; получают навыки написания проектной, исследовательской работы; участвуя в конкурсах различного уровня, учащиеся получают опыт, появляется стремление быть успешными. 

Как таковой новизны в данной системе нет. Нельзя сказать, что учителя, работающие в советской школе, не развивали творческие способности детей. В современной школе изменился подход. В первую очередь, это личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Руководствуюсь такими принципами: «В каждом ребенке есть творческий потенциал!», «Недопустимо делить детей на талантливых и «остальных». «Детей без воображения не бывает!» Новизна опыта состоит в создании системы применения приёмов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний.

Очень важным, даже необходимым считаю активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Современный педагог должен идти в ногу со временем, быть модным, интересным для подрастающего поколения. К сожалению, мы отстаем от новых тенденций, например, в компьютерном пространстве. В этом направлении наши ученики от нас далеко ушли... Я бы сказала, что между нами огромный информационный пробел. Необходимо быть ближе к ним. Использовать гаджеты, телефоны на благо. « Что ты там, Денис, рассматриваешь? А вот найди нам, пожалуйста, значение слова алчный». Ребенок не отклонит вашу просьбу. Обязательно её выполнит. И вот он уже в теме, в уроке (думаю, можно так выразиться). Не надо бояться просить помощи, не бойтесь признаться, прежде всего, себе, что они в этом направлении намного умнее нас. Вот он начинает рассказывать про интересный сайт, любопытный блог. А если ещё ребенка поддержать, спросить о чем-либо… Сколько эмоций увидишь в один миг…Вот и ниточка потянулась…

Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности.

Проблема творческого развития учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

Кандидат педагогических наук В. А. Сухомлинский считал, что «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты».

По мнению психолога Д. Джонсона творческий ученик оценивается по следующим показателям: 1) Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира. 2) Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов. 3) Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей. 4) заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.

Измерение творческих способностей по Торренсу: беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции); оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений; любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому; точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту; смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс – говорил по этому поводу, что семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Как ни парадоксально, иногда этим стимулом может стать обыкновенный разноцветный стикер, положительная оценка, просто улыбка педагога. И всё-таки, изучив работы многих педагогов, психологов по данной теме, я поняла, что ближе, понятней лично для меня являются труды В.А. Сухомлинского. Его цитата в полной мере раскрывает тему творчества, развития его у детей: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Итак, 1) воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя; 2) наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции; 3) моя системa работы по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала учащихся, можно сделать выводы:

  • в работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности;
  • как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер;
  • учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя;
  • быть мудрым, терпеливым педагогом, уметь терпеливо ждать успехов своих воспитанников.

Ещё Платон сказал: «Творцом может быть каждый, если у него есть то, что его вдохновляет». Очень бы хотелось стать именно таким вдохновителем для моих учеников. Считаю именно в этом своё главное педагогическое предназначение.

Список использованной литературы:

1.И.П. Агапова. Лучшие игры со словами, М. «Тлада», 2007г.

2.М.А. Бесова. Шутки-игры соберут нас вместе. Ярославль. «Академия развития»,2002 г.

3.Е.Р. Блинова. Зачем учить грамматику. Ижевск. «Школьный дом»,2010 г.

  1. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Грязнова А.Т. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации для учителя.-М., Баласс, 2012..

5. О.А. Ефремушкина Школьные олимпиады. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006 г.

6. Интернет-ресурсы:

1.http://note.domir.ru/lib/exe/fetch.php?media=biblioteka:druzhinin:ps-uchebn- druzhinin-35.pdf

2.Сердце отдаю детям https://nsportal.ru/node/21540/2011/10/sukhomlinskiy-v-a-serdtse-otdayu-...

3.https://shkolabuduschego.ru/

4.https://infourok.ru/sistema-tvorcheskih-zadaniy-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-932193.html

Категория: Языковое образование | Добавил: vlv-18 (19.06.2019) | Автор: И.В. Шишлина
Просмотров: 421 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 vlv-18 • 07:44, 27.06.2019
Комментарий от И.Н. Бывальцевой: Спасибо за интересную статью! Полностью поддерживаю позицию автора в том, что учитель сам, прежде всего, должен быть творческим человеком, вдохновителем. Да, по-настоящему творческий человек никогда не будет делить учеников на талантливых и бездарных. Талант есть в каждом, а уважение, доброта, внимание и неподдельный интерес к ребенку как к личности со стороны взрослых помогают найти этот талант.
avatar
0
2 bogdanovaluda • 08:31, 29.06.2019
Интересно читать материал, когда чувствуешь, что автор знает свое дело, живет им. В статье не просто приводятся примеры, они берутся из практики, доказывают различные положения. Качество подготовленного материала подтверждается сочетанием педагогической теории и учительской практики
avatar