Воскресенье, 19.05.2024, 04:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


Об основных направлениях деятельности АОУ ДПО УР ИРО по внедрению Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации

Л.В. Вахрушева, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин АОУ ДПО УР ИРО, кандидат педагогических наук

 

Об основных направлениях деятельности АОУ ДПО УР ИРО

по внедрению Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации

 

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. В Концепции определены основные проблемы в области филологического образования, в частности в преподавании русского языка, и отмечены пути их преодоления:

  • проблемы мотивационного характера, в которых акцентировано снижение мотивации обучающихся к чтению, обусловленной изменениями в представлении, передаче, обработке текстов – электронные формы текстов, большой объем информации;
  • проблемы содержательного характера:
  • недостаточность владения навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета, изолированность усвоенных учащимися теоретических знаний от умений применять эти знания в практической речевой деятельности; всё это указывает на необходимость формирования у учащихся коммуникативной компетенции;
  • недостаточная обеспеченность дифференциации содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации профильного обучения, а также для изучения русского языка в условиях многоязычия;
  • проблемы методического характера:
  • неравный уровень владения обучающимися русским языком при единых требованиях к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература, что обусловливает необходимость создания и внедрения в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия;
  • недостаточность соответствия применяемых методик и приемов обучения, формирования мотивации к чтению интересам современного обучающегося (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий);
  • недостаточное использование потенциала учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), бладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой
  • кадровые проблемы:
  • необходимость формирования у учителей компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде, предусмотренных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
  • необходимость системной профессиональной поддержки учителей русского языка с обеспечением необходимой литературой, возможностей для самообразования.

Как учитывается внедрение Концепции в деятельности Института развития образования Удмуртской Республики? Как решаются задачи модернизация технологий и методик преподавания русского языка, повышение качества работы учителей русского языка, а также задачи развития общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников, задачи популяризация русского языка? Каковы проблемы реализации Концепции?

Предлагаем Вашему вниманию некоторые итоги работы Института по внедрению Концепции в Удмуртской Республике (в логике обозначенных проблем и путей их решения).

По проблемам мотивационного характера, связанным с повышением мотивации к чтению учителями русского языка и литературы под руководством Института развития образования проводится работа по разработке приемов, стратегий смыслового чтения через разные формы организации учащихся. Так, в период с 2017 по 2018 год 9 образовательных организаций вели реализацию сетевого инновационного проекта по теме «Смысловое чтение как метапредметный результат обучения» (руководители проекта - В. Б. Сергеева, В. Г. Ширманова). В рамках реализации названного проекта был издан сборник статей и методических материалов «Читать не вредно – вредно не читать!» : / Сост.: В. Б. Сергеева, В. Г. Ширманова), в котором систематизируются работа по смысловому чтению и стратегии последовательного формирования читательских умений, а также представлены успешные практики учителей Удмуртии по развитию читательских умений школьников.

В 2019 году стартует сетевой инновационный проект, направленный на модернизацию школьных библиотек как центров по развитию смыслового чтения и повышению информационной культуры (руководитель проекта – В.Б. Сергеева).

По решению проблем содержательного и методического характера ведется работа по повышению профессиональной компетентности учителей русского языка в области формирования коммуникативной компетенции у учащихся, в области дифференциации содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В 2017 – 2018 годах учителями 17 образовательных организаций под руководством АОУ ДПО УР ИРО велась деятельность по разработке эффективных моделей обучения русскому языку в рамках реализации проекта по повышению качества образования (руководители – Л.В. Вахрушева, В.Б. Сергеева). Для взаимодействия учителей-словесников был создан интернет-ресурс «Эффективное обучение русскому языку».

Основной, объединяющей идеей сетевого сообщества стало повышение уровня образовательных результатов учащихся, а также профессиональное развитие через сетевое взаимодействие педагогов с учёными Института, учителей русского языка разных образовательных организаций, через обмен опытом, анализ и взаимоэкспертизу деятельности, взаимопомощь по использованию современных технологий в обучения русскому языку.

В помощь в реализации проекта по повышению эффективности обучения учителям создан раздел сайта, содержащий научно-методические, информационно-методические материалы учёных Института развития образования Удмуртской Республики, а также полезные методические материалы – разработки школ-партнеров (МБОУ СОШ № 34 г. Ижевска, МБОУ Кигбаевская СОШ Сарапульского района), достигающие высоких образовательных результатов. В частности, в этом разделе размещены материалы, которые раскрывают специфику использования системы дистанционного образования для обучения русскому языку, подготовку к ОГЭ по русскому языку, разноуровневые задания по русскому языку и литературе, материалы по индивидуальной траектории продвижения ученика. Учитывая основные затруднения педагогов школ, сотрудниками Института развития образования Удмуртской Республики были подготовлены и размещены на сайте материалы об основных механизмах психологической защиты и сопротивлений ребёнка в учебном процессе, об управлении дисциплиной.

Сайт обеспечивал также возможность участникам проекта размещать собственные разработки, которые составляют содержание отдельного раздела сайта. Проектные замыслы школьных команд по повышению качества обучения, дидактические материалы, разработанные участниками проекта, обсуждались сетевым сообществом. Здесь учителя могли получить ценные методические рекомендации от своих коллег, сотрудников Института по совершенствованию работы.

Работа по отбору эффективных методик и приемов обучения, формирования мотивации к чтению сопровождалась курсами повышения квалификации для учителей – разработчиков модели, стажировкой на базе школ-партнеров, показывающих высокие результаты обучения по русскому языку. При разработке моделей обучения большое внимание уделялось учету образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации эффективного обучения.

В 2018 году в целях решения методических и содержательных задач обучения русскому языку запущен сетевой инновационный проект «Разработка и апробация методических материалов к рабочим программам учебного предмета «Русский родной язык» для 1 – 7 классов» (руководитель – Л.В. Вахрушева, научные консультанты – Е.Р. Блинова, В.Н. Осипов ).

В реализации проекта принимают участие команды учителей русского языка и литературы, начальных классов 10 образовательных организаций. В основе реализации проекта изучение русского родного языка на основе методических и дидактических материалов, разработанных в соответствии с лингвоконцептоцентрическим подходом и спецификой, обусловленной особенностями функционирования русского языка в Удмуртской Республике, предоставляет наибольшие возможности для достижения предметных результатов изучения учебного предмета «Русский родной язык», обозначенных во ФГОС, а также для освоения русского родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней с учетом специфики, обусловленной бикультурными особенностями Удмуртии.

Решение обозначенных в Концепции задач, направленных на преодоление кадровых проблем требует системной совместной работы образовательных организаций и ведомств. В этом ключе создан Республиканский банк педагогических инноваций, предназначенный для распространения лучших педагогических практик, в том числе в области преподавания русского языка. В настоящее время идет работа по формированию информационно-педагогических модулей, которые учитель может использовать в целях самообразования. В перспективе планируется работа по созданию банка видеоуроков по русскому языку и литературе.

В целях профессионального развития учителей Институтом разработаны и реализованы программы повышения квалификации по вопросам преподавания русского языка и литературы в многоязычной среде (Л.В. Вахрушева, А. А. Клементьев), по вопросам преподавания русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС (В.Б. Сергеева, В.Н. Осипов), по проблемам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, к итоговому сочинению (Л.В. Вахрушева, В.Б. Сергеева). Также в целях профессионального развития учителей, обсуждения актуальных вопросов школьного филологического образования Институтом проводится традиционная научно-практическая конференция «Язык и общество». В этом году это уже четырнадцатая конференция.

В рамках решения задач популяризации русского языка в Удмуртской Республике регулярно проводится Интернет-фестиваль «С любовью к русскому языку», в котором принимают участие и учащиеся школ и профессиональных образовательных организаций. В этом направлении неоценима роль Сетевого сообщества учителей русского языка и литературы Удмуртской Республики (модератор – Е.И. Гвоздикова), в рамках деятельности которого организуется активная работа образовательных организаций по распространению общедоступных информационных ресурсов, по вовлечению учащихся в конкурсы, сетевые проекты, направленные на осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Итак, внедрение Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации в Удмуртской Республике осуществляется в соответствии с её целями и задачами, с учетом проблем, обозначенных в документе, и путей их решения. Однако необходима более системная работа образовательных организаций, методических объединений учителей русского языка и литературы, педагогов школ в направлениях, обозначенных Концепцией преподавания русского языка и литературы в Удмуртской Республике, а именно: 1) модернизация технологий и методик преподавания русского языка и литературы (усиление коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании русского языка, соблюдение требований единого речевого режима всеми участниками образовательных отношений); 2) обеспечение профессионального развития учителя посредством разнообразных форм (стажировки, дистанционное обучение, участие в конкурсах профессионального мастерства, в реализации сетевых проектов, самообразование) повышения квалификации; 3) обобщение и распространение эффективных практик преподавания русского языка и литературы через профессиональные сообщества (в том числе интернет-сообщества), участие в семинарах и конференциях различного уровня.

Категория: Языковое образование | Добавил: vlv-18 (15.05.2019) | Автор: Л.В. Вахрушева
Просмотров: 246 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 bogdanovaluda • 09:01, 29.06.2019
Совершенно согласны с Л.В. Вахрушевой, автором статьи,  о необходимости системной работы образовательных организаций, методических объединений учителей русского языка и литературы, педагогов школ. Считаем, что для этого нужна согласованность действий всех заинтересованных лиц, однако пока наши усилия такой согласованностью не отличаются. Думается, что можно было бы координировать целый ряд направлений деятельности АОУ ДПО УР "ИРО" и ФГБОУ ВО "ГГПИ имени В.Г.Короленко" как площадок для повышения квалификации учителей школ республики
avatar