Каталог статей
Л.М. Калабина (МКОУ «Старокармыжская средняя общеобразовательная школа") Лексические разминки как инструмент развития практических речевых умений учащихся (из опыта работы) Согласно Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации одной из проблем обучения русскому языку является овладение теоретическими знаниями в отрыве от умений применять эти знания в практической речевой деятельности Для развития практических речевых умений учащихся на уроках русского языка эффективным приемом являются лексические разминки. «Лексические разминки» – это не только совершенствование навыков составления синонимического ряда, но и вообще работа над лексическим запасом школьников, особенно национальных школ. Например, подобрать синонимы к слову «сострадание» это не только назвать слова этого синонимического ряда, но и дать толкование, привести примеры употребления в речевых ситуациях. Используется прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Анализируем с подростками сущность таких явлений, как “любовь ”, «дружба», «порядочность», «человечность» и др. Итак, анализируем с подростками сущность такого явления, как “ЛЮБОВЬ”. Предлагается работа с карточками. Задание. (Прочитать текст, подчеркнуть слова, которые относятся к слову “любовь”.) “Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Другой вариант работы по определению понятий. 1. Написать на доске слово “ЛЮБОВЬ” и попросить у детей дать по одному определению этого слова, т.е. подобрать имена прилагательные (нежная, светлая, волшебная…) 2. Назвать по одному имени существительному, которое связано с этим понятием (мама, природа, свет…) 3. Назвать по одному глаголу, ответив на вопрос: “Каково действие любви?” (Заботится, окрыляет, приносит счастье…) Затем все задания обсуждаются, анализируются и выносится общее определение слову “любовь”. При прохождении тем “Синонимы”, “Антонимы” подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д. Известно, что в соответствии с требованиями современного образования на уроках должен преобладать диалог (с учителем, автором, с другими учащимися, с самим собой), для чего организуются ситуации продуктивного общения: дети учатся работать вместе, возникает необходимость настоящего собеседника, ученик убеждается в том, что его слово является ценным, неповторимым, уникальным. За годы использования диалоговой формы построения урока, я убедилась, что дети стали раскрепощённее, активнее, проявляются их творческие способности, больше стали вступать в диалог, выражать личное мнение по поставленной проблеме. Их ответы стали оригинальнее: ученики способны порой увидеть нечто такое, что не видят взрослые, учителя, так как не могут реально стать детьми этого возраста. На каждом уроке учителю важно достичь глубины понимания текста и авторской позиции, освободить внутренний голос ученика и помочь рассказать, как они видят ту или иную ситуацию текста в реальной жизни, опираясь на личный опыт. Работа с лексикой, построенная на основе лексико-семантической, лексико-грамматической работы в форме диалога, особенно эффективна, на мой взгляд, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Это подтверждают высокие результаты экзаменационных испытаний. Литература:
| |
| |
Просмотров: 339 | |
Всего комментариев: 0 | |