Воскресенье, 19.05.2024, 07:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


НЕСКОЛЬКО НОТ… РЕВОЛЮЦИИ (к вопросу анализа поэмы А. Блока «Двенадцать» в контексте требований ФГОС)

В. Н. Осипов, методист центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР ИРО

 

НЕСКОЛЬКО НОТ… РЕВОЛЮЦИИ

(к вопросу анализа поэмы А. Блока «Двенадцать» в контексте требований ФГОС)

 

 

А дух есть музыка. Демон некогда

повелел Сократу слушаться духа музыки.

Всем телом, всем сердцем, всем сознанием

– слушайте Революцию.

А. Блок

В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации говорится о значении литературы как школьного предмета «Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству». Авторы Концепции отвели литературе достаточно высокую роль и обозначили задачи, с которыми нельзя не согласиться. Да, литература – это, пожалуй, единственный предмет, охватывающий все стороны человеческого бытия от зарождения жизни до ее вечного существования. Великая ответственность ложится на плечи учителя русского языка и литературы, и от того как он будет подавать литературу подрастающему поколению зависит и выполнение его миссии. Одним из эффективных путей мотивации ученика к изучению литературы является интерпретация художественного произведения. Предлагаем вашему вниманию один из опытов интерпретации поэмы А. Блока «Двенадцать» как одного из сложных литературных произведений для учащихся выпускного класса.

Всё творчество А. Блока пронизано музыкой времени. Музыка была для поэта главным источником вдохновения и религиозности. Как божеству, поклонялся он музыке, в которой видел гармонию мира и мировой души. К ней, музыке, он призывал своих современников, дабы почувствовали они вселенское дыхание бытия и прониклись им. А. Блок одним из первых откликнулся на событие мирового значения, а именно на свершившуюся Октябрьскую революцию. Современники отнеслись к этому произведению неоднозначно, кто-то воспринял поэму как гимн революции, другие не стали подавать руки поэту в знак протеста. Действительно, поэма и до сих пор является некой загадкой творчества поэта. Многие годы в школе поэму изучали именно с точки зрения революционного гимна; когда же было разрешено говорить о возможности бытия Христа, стали утверждать, что в ней есть и христианские образы. Когда-то В. Жирмунский писал: «…поэма „Двенадцать“ даёт лишь последовательное завершение самых существенных элементов творчества Блока. С политикой, партийными программами, боевыми идеями и т.д. она, как и всё творчество поэта, не имеет никаких точек соприкосновения; ее проблема – не политическая, а религиозно-нравственная…» А.Блок – прежде всего символист, и прочтение, на наш взгляд, данной поэмы необходимо строить с точки зрения символов.

Анализ поэмы «Двенадцать» можно начать с сопоставления ее со стихотворением А. С. Пушкина «Бесы». В том и другом произведении рисуется картина стихии:

 

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна

Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А. Пушкин

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

А. Блок

 

Символ стихии используется поэтами как способ изображения вселенского хаоса. Они изображают человека, попавшего в эпицентр стихии, и передают чувства героев:

Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

А. Пушкин

 

 

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

А. Блок

 

Неуютность и страх овладевают душами героев этих произведений, они лишены точки опоры, потому что весь мир охвачен стихией, но стихии, разыгравшиеся во вселенной, у поэтов изображаются совершенно по-разному. Пушкинская стихия – это стихия природного человека; человек оказывается совершенно случайно сбитым с пути истинного, с пути Божьего мира, и поэтому охвачен силами зла. Блоковская стихия – это стихия, развязанная самим человеком. Человек поставил себя на место Бога и решил создать царствие небесное на земле, опустить Бога на землю и отречься от него – вот лейтмотив стихии Блока:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

Блок услышал музыку революции и передал её в поэме, но не только музыку Октябрьской революции, он передал музыку вообще всех революций. Если образно выразиться, то «Двенадцать» – это отражение тех нот, по которым строится любая революция. Какие же это ноты? Во-первых, это нота отречения от всего святого, что составляет веру человека – это отказ от Бога:

Свобода, свобода,

Эх, эх без креста!

Тра-та-та!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь –

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

В зубах – цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

– Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,

Мою, попробуй, поцелуй!

 

Вера в Бога не только опрокинута навзничь, она и расстреляна винтовочными выстрелами. Именно о такой свободе мечтали революционеры, когда всё дозволено и человек сам себе Бог. Свобода без креста поддерживается другой нотой – это отказом от Родины, патриотизма.

Образ России показан с точки зрения красногвардейцев, это для них Русь «кондовая, избяная, толстозадая». Русь Блока – это мировая дева, незнакомка, жена. Когда говорят о двенадцати красногвардейцах как об апостолах некой новой веры, возникает сомнение о правдоподобности этой трактовки, ибо число двенадцать относится не только к апостолам, но и к разбойникам, описанным Н.А. Некрасовым в песне «О двух великих грешниках»:

Было двенадцать разбойников.

Был Кудеяр – атаман.

Много разбойники пролили

Крови честных христиан.

Блок изображает именно разбойников, которые вышли в ночь творить свое дело.

Итак, отказались от Родины все под тем же символом винтовочной пальбы: « Тра-та-та!».

Следующая нота разыгравшейся стихии – это отказ от самого светлого чувства, что делает человека Человеком, - любви. Любовь Петрухи к Катьке стоит в центре поэмы, что придает произведению интимный характер. Это чувство сопровождается и ревностью и болью.

Вспоминая о Катьке, Петруха говорит:

– Ох, товарищи, родные,

эту девку я любил…

Ночки черные, хмельные

С этой девкой проводил…

Начавшаяся стрельба по лихачу с Ванькой объясняется только ревностью Петрухи, какого-то революционного врага для двенадцати красногвардейцев Ванька собой не представлял, и поэтому именно ревность является причиной стрельбы:

Стой, стой! Андрюха, помогай!

Петруха, сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!

Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач – и с Ванькой – наутек…

Еще разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как с девочкой чужой гулять!..

Убийство любви – это вселенская трагедия, ибо только любовь способна удержать человека от гибели и растления, но любви нет, она превратилась в падаль:

«Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…

Лежи ты, падаль, на снегу!..»

А музыка революции тем временем набирает силу, и следующая нота, звучащая в этой стихии – отказ от личности. Кто может быть «бесприютнее» в этом мире, как не человек без Бога, Родины и любви?.. Такой человек способен совершить любые деяния, но надо ему помочь забыть , что он есть человек:

– Ишь, стервец, завел шарманку,

Что ты, Петька, баба, что ль?

– Верно, душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

– Поддержи свою осанку!

– Над собой держи контроль!

– Не такое нынче время,

Чтобы няньчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

И личная беда забыта, главное, делать общее дело, а ты со своими печалями только мешаешь ходу революции, ты песчинка в этой стихии и должен подчиняться её воле:

Петруха замедляет

Торопливые шаги…

Он головку вскидывает,

Он опять повеселел…

Тонкая грань, отделяющая человека от нравственной пропасти, преодолена - теперь всё дозволено! «Революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась», а значит, музыка революции сложилась, ибо:

…И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Эх, Эх

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

«Двенадцать» идут по ночным улицам, боясь окружающего мира, и от страха творя свои темные дела :

…Вдаль идут державным шагом…

– Кто еще там? Выходи!

Впереди – сугроб холодный.

– Кто в сугробе – выходи!...

И кажется, когда все дозволено, человеку не становится легче, а наоборот, весь мир встает против него, и под тяжестью этого груза хочется увидеть надежду в грядущем:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Число двенадцать имеет значение бесконечности, некоего возвращения на круги своя, стрелка часов обязательно вернется к двенадцати, знаки зодиака непременно повторятся через двенадцать лет, а человек, разрушивший старый мир до основания и уйдя от общечеловеческих ценностей, непременно вернется к ним, и этому доказательство начертание в поэме имени Бога Исуса Христа с одной буквой И – именно так писалось это имя до реформы Никона – и Блок символично указал нам, что человек вернется к Богу, обретет Родину, возродит Любовь и станет Человеком.

Категория: Литературное образование | Добавил: vlv-18 (15.05.2019) | Автор: В.Н. Осипов
Просмотров: 338 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 iyakovleva372529 • 15:51, 03.06.2019
Существуют совершенно разные мнения  писателей и литературоведов о поэме А.Блока "Двенадцать".Авторы ряда статей,анализируя произведение,воспринимают образ Христа "в белом венчике из роз" как попытку освятить дело революции или как кощунство.Владимир Николаевич Осипов предлагает достаточно интересный,необычный,глубокий анализ поэмы.Размышления В.Н.Осипова заставляют задуматься читателя и над написанием некоторых слов (Исус).Обязательно воспользуюсь предложенным материалом при изучении поэмы. Большое спасибо.
avatar
0
2 Лара • 16:49, 28.06.2019
Уважаемый Владимир Николаевич! Изучила Вашу статью. Очень глубокая исследовательская мысль и кропотливая работа стоит за ней, спасибо. Я готовилась к изучению поэмы А. Блока в 11 классе подолгу, усердно. Помню свои ощущения. Но эмоционального отклика от ребят я не получала, они просто работали. Ваша статья играет неоценимую подготовительную роль для учителя литературы. Я ее себе скопировала, должна пригодиться для работы со студентами. Благодарна Вам за нее.
avatar