Воскресенье, 19.05.2024, 08:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


Лексические разминки как инструмент развития практических речевых умений учащихся (из опыта работы)

Л.М. Калабина (МКОУ «Старокармыжская средняя общеобразовательная школа")

Лексические разминки как инструмент развития практических речевых умений учащихся (из опыта работы)

Согласно Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации одной из проблем обучения русскому языку является овладение теоретическими знаниями в отрыве от умений применять эти знания в практической речевой деятельности

Для развития практических речевых умений учащихся на уроках русского языка эффективным приемом являются лексические разминки. «Лексические разминки» – это не только совершенствование навыков составления синонимического ряда, но и вообще работа над лексическим запасом школьников, особенно национальных школ. Например, подобрать синонимы к слову «сострадание» это не только назвать слова этого синонимического ряда, но и дать толкование, привести примеры употребления в речевых ситуациях. Используется прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Анализируем с подростками сущность таких явлений, как “любовь ”, «дружба», «порядочность», «человечность» и др.

Итак, анализируем с подростками сущность такого явления, как “ЛЮБОВЬ”.

Предлагается работа с карточками.

Задание. (Прочитать текст, подчеркнуть слова, которые относятся к слову “любовь”.)

“Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.
Любовь никогда не уходит”.

Другой вариант работы по определению понятий.

1. Написать на доске слово “ЛЮБОВЬ” и попросить у детей дать по одному определению этого слова, т.е. подобрать имена прилагательные (нежная, светлая, волшебная…)

2. Назвать по одному имени существительному, которое связано с этим понятием (мама, природа, свет…)

3. Назвать по одному глаголу, ответив на вопрос: “Каково действие любви?” (Заботится, окрыляет, приносит счастье…)

Затем все задания обсуждаются, анализируются и выносится общее определение слову “любовь”.

При прохождении тем “Синонимы”, “Антонимы” подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

Известно, что в соответствии с требованиями современного образования на уроках должен преобладать диалог (с учителем, автором, с другими учащимися, с самим собой), для чего организуются ситуации продуктивного общения: дети учатся работать вместе, возникает необходимость настоящего собеседника, ученик убеждается в том, что его слово является ценным, неповторимым, уникальным.

За годы использования диалоговой формы построения урока, я убедилась, что дети стали раскрепощённее, активнее, проявляются их творческие способности, больше стали вступать в диалог, выражать личное мнение по поставленной проблеме. Их ответы стали оригинальнее: ученики способны порой увидеть нечто такое, что не видят взрослые, учителя, так как не могут реально стать детьми этого возраста.

На каждом уроке учителю важно достичь глубины понимания текста и авторской позиции, освободить внутренний голос ученика и помочь рассказать, как они видят ту или иную ситуацию текста в реальной жизни, опираясь на личный опыт. Работа с лексикой, построенная на основе лексико-семантической, лексико-грамматической работы в форме диалога, особенно эффективна, на мой взгляд, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Это подтверждают высокие результаты экзаменационных испытаний.

Литература:

  1. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006. – с.172
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
  3. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. 5 - 9 класс (2004)
  4. Поплавская Е.Г. Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения / Е.Г. Поплавская // Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [сайт]. URL: // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos.
  5. В. И. Тюпа, В. Б. Сергеева (Носкова) Инновационная технология литературного образования школьников: системно-деятельностный подход (статья вторая)

 

Категория: Языковое образование | Добавил: vlv-18 (14.05.2019) | Автор: Л.М. Калабина
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar