Воскресенье, 19.05.2024, 08:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-конференция "Язык и общество"

Каталог статей


Инновационная технология литературного образования как инструмент развития речи современных школьников

Инновационная технология литературного образования как инструмент развития речи современных школьников

Сегодня в развитии информационного пространства сделан огромный шаг, но, другой стороны, мы наблюдаем невероятный шаг назад в развитии языка и речи, молодежный сленг активно изменяется (учебники русского языка устарели в части именно изучения сленга: примеры «сникерсни», «телек» давно вышли из молодежной лексики), слова сокращаются, заменяются, и, в целом, подобно Эллочке – людоедке из известного романа Ильфа и Петрова, подростки обходятся буквально 30 словами. Но кроме этого, наличие огромной информации в глобальной сети порождает в современных школьниках лень в необходимости формулировать свои мысли, ведь куда проще списать готовое задание. Так, например, когда год назад мы с моими учениками проводили исследование, в рамках которого составляли словарь повседневных слов подростков, а также словарь синонимов этих слов, то удивлением для юных исследователей стал тот факт, что словарь сленга был составлен с легкостью, а вот синонимы подбирались с огромным трудом. А как часто на уроках литературы я слышу: я не могу написать сочинение, у меня не получится, я не умею и др.

Всем известно, что социальная деятельность человека немыслима без языкового взаимодействия. Нет необходимости долго рассуждать о том, что успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника. Ничто, как слово, речь, не может справиться с этой задачей. На сегодняшний день наши ученики, не только отвыкают писать рукой, но и отвыкают мыслить. Слово – инструмент мысли, познания и средство объединения людей.

Но как научить современного ребенка пользоваться этим инструментом мысли? Как привить ему любовь к литературе как искусству слова? Любовь к танцу мы прививаем на танцевальных занятиях, любовь к музыке в школе искусства, живописи учат в художественной школе. А вот любовь к литературе именно как к искусству слова возможно привить только на уроках литературы.

Сегодня я бы хотела поделиться опытом работы по «Инновационной технологии литературного образования» школьников (автор В. И. Тюпа), рассказав о кропотливой работе со СЛОВОМ во время занятий, о возможностях технологии в развитии словарного запаса обучающихся. Цель технологии – поэтапное становление культуры художественного восприятия произведения, по большому счёту – работа с текстом. Вроде бы звучит как цель любого урока литературы, однако здесь ученик на первом этапе обучения литературе (в 5-6 классе) встречается с иной задачей. Ему предстоит не много не мало создать свой литературный текст на основе образца жанра, который становится ориентиром, опорой сочинительства. Постепенно, шаг за шагом, ученик знакомится с жанрами (стихотворными, прозаическими, драматическими) и, главное, постигает тайны создания этих жанров, подражая известным авторам, старается создать (породить) свой текст. В целом на первом этапе технологии – 3 программы для работы со школьниками: «Мастерская стиха», «Мастерская прозы», «Мастерская драмы». В данной статье речь пойдет о работе на уроке в мастерской стиха по совершенствованию речи, по кропотливой работе со словом.

Пятиклассники по-разному воспринимают информацию о том, что на курсе «Мастерской стиха» они научатся слагать стихи: кто-то с радостью, кто-то с недоумением. Но технология хороша тем, что постепенно ребята начинают творить, потому что у них есть основа для стихосложения, их этому учат.

Начинается все с античной литературы. Читаем дистих Симонида:

Путник, пойди возвести // нашим гражданам в Лакедемоне,

Что их заветы блюдя, // здесь мы костьми полегли.

Ответив на вопросы, что в нем особенного в этом стихотворении в две строки, находим ответы: особенно звучит ритм стиха. После начинаем рисовать эти лодочки-слоги и подбирать слова, которые бы встраивались в этот ритм. При работе используем рабочую тетрадь «Мастерская стиха», что облегчает работу [2]. Здесь же мы и находим матрицу жанра, которую начинаем активно использовать в качестве «выкройки» при создании своего дистиха. Как это выглядит:

       

В рабочей тетради находим дистих поэта Платона:

Небом желал бы я быть, многозвездным всевидящим небом,

Чтобы тебя созерцать всеми очами его.

Снова анализируем и видим, что и Платон как бы опирался на основу- матрицу, а что бы и нам не придумать? Получив задание, ребята начинают сочинять свои первые работы. Нелегко даются первые дистихи, вот пример:

Пумой хотела б я быть, желтоглазой и черной как ночка,

Чтобы бегать и прыгать весь день на лужайках, тропинках

Записываем дистих на доске, начинаем проверять ударные и неударные слоги, дети сами замечают, что вторая строка не «входит» в матрицу.

/_ / _ _ /_ _/ _ _ / _ _/_

Рисунок получается другим, а цезуры (паузы) и вовсе нет. А как помочь? Как исправить? Предлагаем поменять местами некоторые слова:

Чтобы весь день на лужайке…

И вновь, сопоставляя с матрицей, видим ошибку ритма, значит, необходимо заменить некоторые слова, сохранив смысл, задуманный автором: веселиться весь день, играть. Подбираем однокоренные слова, думаем и достраиваем вторую строку:

Пумой хотела б я быть, желтоглазой и черной как ночка,

Чтобы весь день без забот время в лесу проводить.

Так мы работаем с каждым дистихом, который придумали на уроке. Это кропотливая работа, которая со временем дает представление о ритме стихотворения, развивает ритмический слух.

А когда начинает получаться у большинства детей в классе, осваиваем понятие «рифма». При работе используем мяч, который непосредственные и активные пятиклассники ловят, придумывая рифмованные слова. Сначала это не каждому удается, но тут же, на уроке, все большее количество ребят начинают понимать, что именно от них нужно, и начинают вспоминать слова, а иногда и придумывать. В этом задании, как правило, не бывает проблем.

Сложнее укладывать слова в матрицу жанра, это требует усилий. Например, при создании рубаи сначала исследовали законы создания: философские стихи, 4 строки с рифмой а-а-б-а, т.е три сроки рифмуются и лишь третья строка свободная. Самый нетерпеливый ученик через 5 минут выдал свои заветные строки (тема задана в подстрочнике одного из рубаи Омара Хайяма):

Мы куклы, судьба нами играет, а

Очень часто она нас огорчает, а

Мы немного поиграем здесь, б

Но у спектакля будет свой конец в

Снова начинаем анализировать: строки о жизни и смерти, о судьбе, что соответствует жанру, а вот рифма не соответствует, необходимо исправить последнюю строку.

Мы куклы, судьба нами играет, а

Очень часто она нас огорчает, а

Мы немного поиграем здесь, б

  • после жизнь в нас угасает. а

У одного стихотворения на уроке бывает несколько вариантов, оттого что помогает весь класс. Не всегда работа удается, некоторые ребята с трудом начинают писать свои первые стихи, но работать со словом, как с инструментом искусства начинает каждый. Вводя в мастерскую стиха, предоставляем «возможность поучиться у мастеров разным жанрам-способам создания текста, чтоб дать инструмент – возможность самим «сделать» текст по образцу, почувствовать сопротивление словесного материала и радость творчества, и как результат, приобщившись к деятельности «собратьев по цеху», внимательнее вчитываться в произведение» [2].

Конечно, идеальных произведений искусства на уроках не получается, но ведь и не каждый ребенок, посещающий музыкальную школу становится композитором или известным пианистом. Задача курса – развить речь, научиться владеть словом, расширить словарный запас, ориентируясь на канон классических жанровых форм. Поэтому, я думаю, что «Инновационная технология литературного образования» позволяет решить проблему развития речи современных школьников. При общественном обсуждении Концепции литературного образования была высказана важная мысль С.В. Багоцким: «Авторы пишут, что «чувство слова формируется в школе при изучении произведений отечественной классики». Это не так. Чувство слова у школьника может сформироваться только в процессе самостоятельного литературного творчества. Если мы хотим, чтобы школьники всерьез овладели красотами русского языка, они должны не только читать, но и писать. Литературное творчество самих школьников должно стать неотъемлемой частью преподавания литературы в средней школе»[1].

Список литературы:

  1. Концепция литературного образования в средней общеобразовательной школе // http://dzd.rksmb.org/liter/cl01.htm.
  2. Носкова (Сергеева) В.Б., Никонова О. Б. Мастерская стиха: рабочая тетрадь по литературе для 5-6 класса. Часть 1. – Ижевск, Из-во ИПК ПРО, 2015.
  3. Тюпа В.И., Носкова (Сергеева) В.Б., Никонова О.Б. Мастерская стиха: Учебно-методическое пособие для элективных курсов в 5-6 классах по "Инновационной технологии литературного образования". – Ижевск, Из-во ИПК ПРО, 2015.(электронное издание) .
Категория: Литературное образование | Добавил: vlv-18 (14.05.2019) | Автор: Т.Д. Вечтомова
Просмотров: 425 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 osipovvn • 10:44, 16.05.2019
ТатьянаДмитриевна, что "инновационного" в данном подходе, разве на уроке
литературы мы не занимаемся созданием текстов (та же игра буриме (фр. bouts-rimés
«рифмованные концы», известная со времен А. С. Пушкина), пишем творческие
работы. Надо вспомнить и вернуться к МЕТОДИКЕпреподавания литературы, которую мы выбросили в погоне за технологиями,  а не «мучить» детей виршами, которые набиваютоскомину.
avatar