Каталог статей
Сулимова Екатерина Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Вавожская СОШ" РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ОРФОГРАФИИ
Русский язык – язык межнационального общения, язык культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом выпускника школы. Но многие выпускники школ недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского языка. Порой, хорошо зная теоретический материал, ученик не может применить эти знания на практике. [2] Путь от знания правила к безошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Одна из этих трудностей заключается в том, что у школьников, знающих какое-либо конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения. Бондаренко С.М. выделяет пять таких умений. Первое умение - это умение различать части речи, то есть умение, во-первых, не путать их друг с другом, а во-вторых, выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся невостребованными, так как каждое правило связано с определенной частью речи. Практика показывает, что многие учащиеся хорошо знают, что деепричастный оборот необходимо выделять запятыми, но не делают этого по двум причинам: путают деепричастие с другими частями речи или не могут найти его в предложении. Второе необходимое для грамотного письма общее умение — это умение разбираться в формах слов и их грамматических признаках. Так, путая падежи, склонения, род имен существительных, школьники не могут успешно применять правила, связанные с правописанием падежных окончаний. Третье важное умение — это умение «видеть» состав слова, то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы и окончания, потому что правила чаще всего относятся не к словам, а к их морфемам. Кроме того, иногда одна и та же орфографическая задача (например, что пишется после Ц, И или Ы?) имеет одно решение для корня и совсем другое —для окончания. Поэтому, если ученик не умеет определять морфему, он не сможет применить даже хорошо знакомые правила. Четвертое умение — это умение анализировать звуки русской речи: различать глухие и звонкие согласные, выделять шипящие и т. д. Так, от умения определять глухие и звонкие согласные зависит правильное написание приставок на –З, -С. Ну и, наконец, пятое умение — это умение видеть, где требуется применить грамматическое правило, т.е. орфографическая и пунктуационная зоркость. Очень часто бывает так, что ученики, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки, потому что не видят, где необходима такая проверка. Таким образом, чтобы применить правило, необходим целый ряд общих умений: умение различать части речи, грамматические признаки слов, части слов, звуки русской речи, а также умение видеть при письме место в слове, требующее применения правил. Развитием этих умений надо заниматься на протяжении всего обучения. [1] Применение правила при письме — это своего рода грамматическая задача. Чтобы решить эту задачу, ученик должен понять, сколько в ней действий и что спрашивается в каждом действии. Данные действия можно выстроить как алгоритм, или инструкцию. Умение составлять алгоритмы действий — необходимое условие быстрого и точного применения правил. Если школьник не владеет таким умением, то он не может применить правила в практической деятельности. Как можно помочь школьникам овладеть этими умениями? Прежде всего, необходимо вовлечь их самих в создание приёмов обработки информации. Активно участвуя в такой работе, дети будут усваивать их естественно и осознанно. Одним из таких приёмов является информационная графика, или «инфографика». В настоящее время наглядное представление информации, данных и знаний посредством иллюстраций и графики в целом считается актуальным и эффективным. Связано это с тем, что большинство людей ориентировано на зрительные образы и легче воспринимает изображения, схемы, коллажи, клипы. Инфографика - это инструмент преподнесения информации читателю и пользователю в более простой форме. Это один из видов альтернативного изложения определенной информации посредством создания художественных зарисовок, графиков, диаграмм, прочих графических объектов на бумаге и в электронном варианте. Инфографика предполагает собой визуальное, художественное, нарисованное изложение теоретического материала. Основная цель инфографики – информирование. При этом часто её объекты выступают в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объёме, и содержат некоторые визуальные пояснения. Основная задача инфографики – сделать трудно понимаемые и осознаваемые вещи более простыми и понятными для восприятия. [3] На основании инфографики можно быстро проанализировать информацию, сделать выводы и запомнить. Учебный материал компонуется блоками, оформляется в виде опорных схем-конспектов, что существенно облегчает учащимся процесс восприятия и усвоения учебного материала. Для работы с грамматическими правилами тоже можно составлять опорные схемы, инструкции, представлять информацию в виде рисунка, блок-схем, фигур. Например, правило правописания суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- в именах существительных можно представить в виде пятиконечной звезды. Каждый конец звезды – это одна из пяти букв, после которых пишется суффикс -ЧИК- Если школьник сумеет, хотя бы при поддержке учителя, составить такую схему, то он не забудет какую-то часть правила и не упустит из виду, как его можно применить. Работа по составлению схем, рисунков, инструкций помогает школьнику усваивать правила более осознанно и прочно, применять их более уверенно и успешно. Таким образом, освоение учебного предмета «Русский язык» должно предусматривать как овладение всеми видами речевой деятельности, так и формирование нормативной грамотности устной и письменной речи. Школа обязана научить многому: письмо учащегося должно быть понятным, не нарушающим грамматического строя языка. Эти навыки сохраняются и у взрослого человека, но при условии, что они подкрепляются тренировкой. Если говорящий (пишущий) сознательно относится к языку и стремится не нарушать правила устной и письменной речи, он повышает свою грамотность.[4] Список использованной литературы и источников:
| |
| |
Просмотров: 372 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |